Время новостей
     N°233, 18 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2006
Мстители-интернационалисты
В исполнении германского «заказа» на убийство швейцарских пограничников обвинили бывшего российского десантника
Мосгорсуд 19 декабря, как ожидается, приступит к рассмотрению уголовного дела 36-летнего уроженца Волгоградской области Александра Бакаева. Он обвиняется по двум статьям российского УК -- 105 и 127-3 (убийство и незаконное лишение свободы), но сами инкриминируемые ему преступления были совершены не в России. Бакаев является главным героем всколыхнувшей четыре года назад всю Швейцарию очередной скандальной истории о «страшной русской мафии». По версии обвинения, именно этот человек в декабре 2002 года жестоко расправился с беременной женой швейцарского таможенника, выполняя «заказ» гражданина Германии. Последний же, по данным следствия, собрал целую «команду киллеров», в том числе и Бакаева, чтобы отомстить трем швейцарским таможенникам, с которыми у него в свое время произошел мелкий конфликт.

В тихой Швейцарии эта история вызвала настоящий шок. «Зверское убийство Флавии Бертоцци и двух ее детей, которых она носила в чреве, -- это абсурдное убийство из-за мести федеральным служащим, -- говорится в предоставленном российским правоохранительным органам отчете расследования уголовной полиции кантона Тичино. -- Оно является одним из самых кровавых глав в нашей судебной истории».

Местным спецслужбам удалось довольно быстро установить всех участников преступления, однако они почти сразу покинули эту страну. В результате в расследовании были задействованы спецслужбы Румынии, Молдавии, Германии, которые смогли изобличить заказчика расправы, и еще два года назад он был приговорен к пожизненному заключению. Однако Бакаева долго разыскать не удавалось. Обнаружили его только в прошлом году в России. Поскольку Россия, как и большинство других государств мира, своих граждан не выдает, предать его швейцарскому суду оказалось невозможно. Но, рассмотрев материалы швейцарских следователей, российская прокуратура посчитала их убедительными и достаточными для рассмотрения в российском суде, что предусмотрено законом.

Как следует из обвинительного заключения, в ночь на 31 марта 2002 года на пограничном пункте города Кьяссо сотрудники таможенного управления Швейцарии Андрэа Бертоцци, Микэле Бьянкини и Дино Фельманн остановили пересекавший границу со стороны Италии «Мерседес-Бенц-190», за рулем которого находился 30-летний Клаус Оприс, гражданин Германии румынского происхождения. Проверив документы, пограничники решили произвести его личный досмотр и обнаружили в кармане дроссельный нож-«бабочку». По швейцарским законам на ношение этого предмета необходимо специальное разрешение, о чем таможенники и уведомили Оприса. Но тот неожиданно повел себя агрессивно и в результате получил в лицо струю из перцового баллончика. Разъяренный румын кинулся на таможенников с кулаками, но после короткой схватки, в ходе которой он получил несколько ссадин и разбил нос, был скручен. Изъяв нож, таможенники оштрафовали нарушителя и отпустили.

Но для Клауса Оприса тот ночной досмотр стал роковым. «После случившегося я не мог больше нормально спать и плакал», -- рассказывал он позже на допросах. Сначала румын попытался решить вопрос в законном порядке -- обратился к властям Швейцарской Конфедерации с жалобой о причинении телесных повреждений. Кроме того, Оприс обвинил таможенников в краже из его карманов 200 евро. Но наказания удостоились вовсе не пограничники, а сам заявитель, которому прокуратура кантона Тичино выписала штраф в 50 швейцарских франков. Тогда Оприс решил вершить собственное правосудие. Имея распечатку личных адресов Бертоцци, Бьянкини и Фельманна, которые он получил в полиции, когда подавал жалобу, Оприс стал готовить план мести.

Вернувшись в Германию, он вскоре вместе с женой и двумя детьми отправился в румынский город Новодари, где когда-то жил. Общаясь со знакомыми, Оприс рассказывал, как хорошо было бы поквитаться с «наглыми швейцарцами». Помочь ему вызвались отец и сын Мунтеану. В обмен они попросили оформить для них приглашения на приезд в Германию, что для Клауса как гражданина этой страны было несложно. В результате вскоре Мунтеану «выделили» Опрису четырех помощников -- все они были гражданами Молдавии, почти все имели судимости и входили в российские или молдавские преступные группировки. Продав в Новодари свою старую квартиру, Оприс пообещал каждому «мстителю» по 2 тыс. евро за «работу» и вернулся в Германию ждать результатов. Однако до Швейцарии никто из молдавских наемников доехать не смог -- по пути двое были задержаны за другие преступления, одного просто не пустили в Швейцарию, а один вообще был убит в случайной драке в Германии.

Но это Оприса не остановило. Уже в ноябре 2002 года Мунтеану, которым он сделал приглашения, по просьбе Клауса прислали ему нового «помощника» -- «человека из России», которым, как позже выяснили полицейские, и был Бакаев. Встреча состоялась в ресторане «Макдоналдс» города Оффенбаха. Не говорящий ни слова по-немецки, Бакаев пришел со своим другом Андреасом Облендером -- «русским немцем», с которым он еще в юности познакомился в родном Котово и который потом уехал в жить в Германию.

Атлетического телосложения, почти двухметрового роста, Бакаев произвел впечатление на Оприса, и, сторговавшись на 15 тыс. евро, новые партнеры стали готовиться к «работе». 3 декабря 2002 года, специально купив нож и моток бечевки и прихватив газовый пистолет, Бакаев и Оприс взяли на прокат машину «Ауди А4» и отправились в путь. Дом Бертоцци они решили навестить в первую очередь, так как этот дом по пути был ближайшим, и уже вечером того же дня они постучали в дверь коттеджа.

Открыла «мстителям» блондинка в спортивном костюме, оказавшаяся 31-летней женой Андреа Бертоцци -- Флавией. Отрекомендовавшись «знакомыми» ее мужа, Бакаев с Оприсом справились, где он сам. Флавиа развела руками -- Андреа дома нет, но если «приятели» так хотят его видеть, она может дать им номер его мобильного телефона. Оставив гостей на крыльце, женщина отправилась в комнату, чтобы написать на листочке номер. Однако Оприс с Бакаевым решили действовать. Ворвавшись вслед за Флавией в комнату, где также находилась ее подруга, преступники, угрожая газовым пистолетом, потребовали опустить на окнах жалюзи. Растерянная женщина жестами дала понять, что беременна двойней. Подруга Флавии тоже попыталась усмирить визитеров, указав им на лежавшую рядом на столе книгу о беременности. Но это «мстителей» не смутило. Приказав женщинам сесть на стулья, они привязали их руки к подлокотникам, после чего Оприс наконец дал волю эмоциям - размахивая газовым пистолетом и театрально перезаряжая его, он расточал ругательства, топча и плюя на фотографии супругов Бертоцци. Перепуганная женщина сдалась, рассказав, что муж находится на учениях далеко за городом. Раздосадованный таким поворотом, Оприс некоторое время метался по квартире, позвонил по телефону жене в Германию, а потом сделал знак Бакаеву, махнув рукой у горла. Россиянин, все это время послушно «стороживший» Флавию и никак себя не проявлявший, тут же хладнокровно полоснул ножом по горлу женщины.

Бакаев с Оприсом почти тут же ушли. Оставшейся в живых подруге Флавии удалось освободиться от пут и вызвать полицию. Пока она разбиралась, что произошло, «мстители» уже ехали в сторону австрийской границы. Но Оприс, спеша скрыться, слишком разогнался, и радар контроля скорости на автотрассе сфотографировал лица нарушителей в салоне автомобиля. В ходе следствия этот снимок не раз предъявлялся свидетелям по делу, и все они уверенно опознали в водителе и пассажире «Ауди» Бакаева и Оприса.

Уже через десять дней швейцарские полицейские смогли выследить Оприса в Румынии, где он по их запросу и был арестован. На допросах «мститель» отпирался, уверяя, что никого не хотел убивать, а россиянин не так понял его жест, который на самом деле значил «Пойдем отсюда!». Но суд Бухареста, исследовав все доказательства, не поверил Опрису и в октябре 2004 года приговорил его к пожизненному заключению.

Бакаева же полиции тогда настичь не удалось. Было установлено лишь, что, вернувшись с Оприсом сразу после убийства в Германию, он 13 декабря 2002 года вылетел в Кишинев. После чего его следы затерялись, и он был объявлен в международный розыск. Тем не менее швейцарским и российским следователям удалось выяснить некоторые интересные вехи его биографии. В родном городе Котово Волгоградской области он был известен как большой любитель боевых искусств. После армии -- Бакаев служил в ВДВ, якобы воевал в Афганистане и был награжден -- окончил спортивный институт, преподавал физкультуру в местном ПТУ и даже создал спортивный клуб «Титан». В 1992 году он уехал из Котово, и чем с тех пор занимался, так и не ясно. По данным столичных сыщиков, он жил в Москве и поначалу якобы работал шофером или телохранителем. Однако когда в конце 2005 года он был задержан (произошло это в Туапсе при обычной проверке документов), Бакаев уже числился сотрудником «Бюро правовой и социальной защиты ветеранов и инвалидов спецслужб правоохранительных органов».

После ареста от дачи любых показаний он категорически отказался. Однако с его участием был проведен ряд судебно-медицинских и генетических экспертиз, которые с вероятностью 99,96% показали, что ДНК Александра Бакаева идентично следам, найденным в квартире супругов Бертоцци.

Юлия МАКСИМОВА