|
|
N°232, 15 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасно реформировать безопасность
Полномочия МАК вызывают вопросы
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации выступили вчера за передачу части полномочий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) национальным российским органам. Одновременно стало известно, что правительство еще 11 ноября дало поручение профильным ведомствам -- Минпромэнерго, МИДу и Минтрансу изучить возможность такого перераспределения функций. Правда, вероятнее всего, эксперты ведомств дадут по этому поводу отрицательное заключение. Как заявил вчера «Времени новостей» высокопоставленный источник в правительстве России, для того, чтобы осуществить подобную передачу полномочий, страна должна будет выйти из международного соглашения, подписанного еще 11 государствами бывшего СССР. А это может иметь для России крайне нежелательные последствия во многих областях, в том числе и совершенно не связанных с авиацией.
МАК был создан 12 бывшими союзными республиками СССР (то есть всеми, кроме прибалтийских) 30 декабря 1991 года, чтобы совместно осуществлять государственные функции в области гражданской авиации и использования воздушного пространства. Главных функций у этого надгосударственного органа было и осталось до сих пор две: сертификация допущенной к использованию в воздушном пространстве СНГ воздушной техники, отечественной и импортной, и расследование авиационных происшествий.
Вчера против такого положения вещей резко выступил депутат Госдумы Александр Лебедев, чья Национальная резервная корпорация является крупнейшим частным акционером «Аэрофлота». "Совмещение в МАК функций и по сертификации, и по расследованию авиапроисшествий, конечно, неправильно", -- заявил он агентству РИА Новости. По его мнению, расследование происшествий в России должно быть доверено национальным органам. "Это функция исполнительной власти. Эти вопросы -- сугубо в ведении правительства и Минтранса. Я не очень понимаю, зачем нужен МАК», -- сказал Лебедев в интервью агентству.
Одновременно первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Василий Ключенок сообщил РИА Новости, что рабочая группа верхней палаты парламента, которая еще в 2003 году начала разрабатывать законопроект "О государственном регулировании в области обеспечения безопасности полетов в авиации Российской Федерации", не оставляет надежд на одобрение этого акта. Законопроект подразумевает сокращение полномочий МАК в пользу российских ведомств. По мнению г-на Ключенка, в ведении МАК должно остаться лишь расследование летных происшествий с иностранными воздушными судами на территории России и российских воздушных судов за рубежом, а также организация взаимодействия государств -- подписантов соглашения о создании МАК. Надо сказать, что в 2005 году правительство России выдало отрицательное заключение на этот законопроект.
Само же правительство после череды авиакатастроф, произошедших с самолетами российских авиакомпаний этим летом, также озаботилось перестройкой системы обеспечения безопасности полетов. Правда, эта перестройка скорее всего будет направлена таким путем, чтобы не затрагивать нынешний статус МАК. 25 ноября совещание на эту тему провел министр транспорта Игорь Левитин. На совещании рассматривалась возможность усиления роли Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), подведомственного Минтрансу. Сделать это предполагается путем передачи ФАВТ функций отраслевого департамента Минтранса, а также некоторых полномочий независимой от Минтранса Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) в части сертификации, лицензирования и учебно-методической работы. О передаче сертификационных или других полномочий МАК речь по крайней мере публично не шла.
За 15 лет существования МАК его деятельность многократно подвергалась критике в России. Часто эта критика была направлена лично в адрес председателя комитета Татьяны Анодиной, которая неизменно возглавляет МАК с момента его основания. Несколько дней назад 15-летний юбилей МАК был отмечен заседанием совета полномочных представителей 12 государств -- участников межправительственного соглашения в области авиации. На нем г-жа Анодина была награждена высшими орденами Азербайджана, Казахстана и Молдавии. От России поступило лишь поздравление премьера Михаила Фрадкова.
Однако на перемены в статусе МАК российское правительство скорее всего не готово. Как заявил вчера «Времени новостей» высокопоставленный правительственный чиновник, выход из соглашения по авиации был бы «очень плохой вещью» для всего комплекса отношений России с другими станами -- членами СНГ. Такой шаг мог бы в будущем послужить для этих стран нежелательным примером для действий, затрагивающих интересы России в самых разных областях, в том числе и далеких от транспортной тематики. 11 ноября этого года правительство дало министерствам промышленности, иностранных дел и транспорта поручение изучить ситуацию с полномочиями МАК. Судя по словам нашего собеседника, министерства скорее всего придут к заключению, что эти полномочия лучше «не трогать».
Михаил КУКУШКИН