Никто из испанских адвокатов не хочет защищать российского коллегу Александра
Гофштейна, арестованного в конце ноября в Мадриде по подозрению к причастности к «русской мафии», потому что боятся быть арестованными сами. Об этом вчера на пресс-конференции заявил управляющий партнер адвокатского бюро, где состоит г-н Гофштейн, Генрих Падва. А глава московского адвокатского сообщества Генри Резник выразил надежду на то, что узник мадридской тюрьмы сможет выйти на свободу в ближайшие месяцы.
Александр Гофштейн был арестован в Мадриде 21 ноября, когда в очередной раз прилетел из Москвы, чтобы посетить в тюрьме своего давнего клиента -- Захара Калашова, грузинского криминального авторитета по кличке Шакро Молодой. Национальная полиция Испании (НПИ) обвинила г-на Гофштейна в том, что он якобы «слишком» сблизился со своим доверителем и постепенно из адвоката превратился в «полноправного члена преступной организации». Калашов был арестован в мае этого года в рамках проводимой испанцами спецоперации «Оса» по нейтрализации осевших в стране «главарей русской и грузинской мафии». Г-н Гофштейн же, по версии НПИ, служил у Шакро Молодого кем-то вроде курьера и перевозил по его просьбе крупные суммы преступно заработанных денег.
Сразу после ареста коллеги Генрих Падва и еще несколько адвокатов вылетели в Мадрид, но им не только не разрешили навестить коллегу в тюрьме, но и не дали присутствовать на заседании суда, выносившего арест. Они были вынуждены вернуться в Москву ни с чем и вчера рассказали журналистам о своих впечатлениях.
Как сообщил г-н Падва, Александр Гофштейн хотя и не имел права представлять интересы Калашова как полноправный адвокат (это могут делать только испанские юристы), тем не менее получил все необходимые разрешения властей, в том числе и испанской адвокатской палаты, на посещения своего клиента в тюрьме. «Выяснилось, что все разговоры г-на Гофштейна с его доверителем записывались, на основании чего и был произведен арест, -- сказал г-н Падва. -- Российское и международное адвокатское сообщество расценивает это как беспрецедентный факт, который нарушает как права российского гражданина, так и адвоката. С нашей точки зрения такие действия испанских властей нарушают международные нормы, в том числе на конфиденциальность общения с адвокатом, право юриста свободно путешествовать и оказывать помощь своим подзащитным».
По словам г-на Падвы, испанский суд в постановлении об аресте указал, что г-н Гофштейн «перевозил из России в Испанию значительные суммы денег в конвертах и чуть ли не передавал их своему подзащитному». «Два или три раза он действительно клал на счет Калашова 500 евро, на что имел право, -- пояснил г-н Падва. -- А суд написал, что не верит, что суммы были настолько незначительными».
Адвокат и член Общественной палаты Анатолий Кучерена в свою очередь счел подозрительным, что г-н Гофштейн вообще оказался под наблюдением. «Надо понять и разобраться, как могло получиться, что адвоката, который сразу же после заключения соглашения со своим клиентом получает право на адвокатскую тайну, прослушивают», -- заявил он. А его коллега, президент Московской адвокатской палаты Генри Резник посчитал, что здесь не обошлось без российских спецслужб. «Случай с Гофштейном уникален, его задержали на основе прослушивания, и не исключено, что ноги этого дела растут отсюда. А иначе зачем представители российских правоохранительных органов ездили в Испанию буквально за десять дней до ареста Гофштейна?»
Правда, г-н Резник был настроен довольно оптимистично.
Опыт общения с испанским судом у него уже был, когда он представлял интересы Владимира Гусинского, также однажды арестованного в Испании, но впоследствии отпущенного. «У испанского суда один порок -- это по-настоящему независимый суд, -- пошутил глава московских адвокатов. -- Там невозможно даже и помыслить о том, чтобы оказать на суд какое-либо давление». Именно поэтому, считает г-н Резник, суд изменит свое мнение относительно г-на Гофштейна и отпустит его на свободу.
По словам г-на Падвы, в данный момент появилась еще одна проблема -- кто будет защищать г-на Гофштейна. «Местные адвокаты боятся, говорят, что их тоже могут «замести», -- посетовал он.
Препятствия возникли и у представителей российского консульства в Испании. Как рассказал г-н Падва, местные власти долгое время не сообщали никакой информации в консульство о задержании российского гражданина Гофштейна. А когда сообщили и консул прибыл в тюрьму, прождав три часа, узнал, что того уже перевели в другую тюрьму. В итоге увидеться и поговорить они смогли только позавчера.
Общественная палата и депутаты Госдумы написали письмо главе МИДа Сергею Лаврову с просьбой помочь «прояснить ситуацию». Не исключено, что этот вопрос будет задан во время намеченного на следующую неделю визита в Россию главы МИД Испании Мигеля Анхеля Моратиноса.
«Вероятно, испанские власти устали от всякого рода мафиози. Но некоторые сотрудники их правоохранительных органов явно находятся во власти чудовищ, которых породил сон разума. Так пусть они проснутся», -- сказал в заключение отец Александра Гофштейна Михаил Гофштейн, которого коллеги именуют не иначе, как «совестью российской адвокатуры».