|
|
N°232, 15 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Единство или расширение
Евросоюз ищет границу Европы
Главы государств и правительств 25 стран -- членов Евросоюза собрались вчера в Брюсселе на двухдневный саммит, чтобы обсудить условия будущего расширения союза и проблемы иммиграции. Чтобы перевести дискуссию в «концептуальное» русло, правительства постарались не выходить на саммит с проблемой переговоров с Турцией о ее членстве в ЕС, в которой форум бы благополучно увяз. За три дня до саммита министры иностранных дел стран -- членов ЕС на время закрыли эту тему. Они частично заморозили переговорный процесс с Анкарой, наказав ее за невыполнение обещания восстановить торговые отношения с Кипром. Как заявил канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, Анкаре послано «ясное предупреждение», что она должна выполнить свои обязательства.
В проекте заключительного документа саммита, который попал в распоряжение СМИ, говорится о «поддержании и углублении внутреннего единства ЕС наряду с продолжением процесса расширения». Канцлер ФРГ, страны -- председателя ЕС в первом полугодии 2007 года, призвала коллег по ЕС более жестко разговаривать с кандидатами. «Я бы сказала, что это не угроза, но по крайней мере стимул для стран, которые ходят присоединиться», -- подчеркнула Ангела Меркель.
Провал евроконституции на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году стал большой помехой на пути углубления единства Евросоюза. ФРГ планирует реанимировать реформу структур ЕС, но политические наблюдатели в Брюсселе не ручаются за успех. Скептицизм очевиден в Великобритании, Польше, Чехии. Да и французов с голландцами трудно убедить поддержать уже отвергнутый ими текст.
Один из самых сложных и противоречивых вопросов -- способность ЕС «переварить» новичков. Впервые он сформулирован четко: надо определить ту критическую массу расширения, дальше которой могут измениться основы Единой Европы. Одно дело принять Черногорию, другое -- Турцию. Тем не менее поддерживающий кандидатуру Анкары премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт призвал коллег «не закрывать двери ни перед кем», ведь «мы не рисуем карту Европы и не говорим, где она заканчивается».
Франция особенно болезненно относится к дальнейшему расширению Евросоюза. Париж предлагает в 2007 году провести «всеобъемлющее исследование о том, как масштабное расширение 2004 года повлияло на базовые цели ЕС». Одновременно предлагается спрогнозировать финансово-экономические, политические и административные последствия вступления каждого из семи нынешних кандидатов: Хорватии, Македонии, Албании, Черногории, Боснии и Герцеговины, Сербии и Турции. Грузия и Украина не упоминаются пока даже как неофициальные кандидаты.
Европейская публика относится к дальнейшему расширению холодно. Франция предлагает, чтобы после вступления Хорватии, намеченного на 2010 год, прием каждого следующего кандидата одобрялся на референдумах в странах ЕС. Чтобы успокоить граждан, руководители ЕС должны подтвердить новые правила Еврокомиссии. Они ужесточают проверку «зрелости» кандидатов, особенно в судебной реформе и борьбе против коррупции, масштабы которой в странах бывшего советского блока «старые» европейцы явно недооценивали. Чтобы не погасить маяк надежды для других балканских стран, выстроившихся вслед за Хорватией, им обещано, что рано или поздно их все-таки примут.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу с настороженностью отнесся к предложениям депутатов Европарламента еще сильнее ужесточить требования к странам-кандидатам: «Расширение ЕС -- это мощный двигатель прогресса. Поэтому в наших интересах, чтобы кандидаты продолжали идти по пути трудных реформ, даже если он долог». Европейский комиссар Олли Рен возвышенно назвал расширение ЕС «мягким инструментом демократической и экономической трансформации для расширения пространства мира и свободы».
Александр МИНЕЕВ, Брюссель