Время новостей
     N°232, 15 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2006
"Уникальное сооружение"
Правительство одобрило создание Банка развития
Правительство вчера приняло решение создать принципиально новый институт общегосударственного масштаба -- Банк развития России. Банк, который на самом деле не является банком и коммерческой организацией. Создан, как выразился премьер Михаил Фрадков, «уникум», «эксклюзив».

На базе трех кредитных организаций -- Внешэкономбанка, Российского банка развития и Росэксимбанка -- правительство наконец решилось соорудить одну полноценную структуру с ясными функциями и прозрачной структурой. Цель -- привлечение инвестиций, поддержка и продвижение экспорта в сферах, где коммерческим банкам не по плечу либо долгосрочность кредитования (от пяти лет и более), либо масштаб сделок.

Министр экономического развития Герман Греф обрисовал коллегам конфигурацию «уникального сооружения» и все спорные вопросы, связанные с его строительством. Итак, за основу взят ВЭБ. Ему переданы контрольные пакеты РосБР и Росэксимбанка. Уставной капитал новой организации изначально составит 70 млрд руб. с последующим увеличением, возможно, за счет инвестфонда. Г-н Греф даже не против передать новому банку управление инвестфондом. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев уже после заседания кабинета описал амбиции и масштаб будущей структуры. Ежегодно российская экономика нуждается как минимум в 200--400 млрд долл. инвестиций, сказал он, и до половины из этих потребностей будущий банк мог бы удовлетворить.

Банк развития (его полное название -- Банк внешнеэкономической деятельности и развития) будет работать на самоокупаемости, но без прибыли (и, соответственно, не будет платить налоги с прибыли). У него не будет банковской лицензии. По словам г-на Грефа, ЦБ не будет надзирать за новой организацией, хотя будет обладать полной информацией обо всех ее операциях.

Все обязательства ВЭБа перейдут к Банку развития, как и функции долгового агентства и управляющего пенсионными накоплениями -- до создания отдельных госинститутов, которые спустя некий переходный период также должны быть созданы правительством. Срок перехода Герман Греф назвать не решился. Сказал лишь, что его определит правительство.

Непосредственно Банк развития начнет действовать, по подсчетам г-на Грефа, через 9--10 месяцев -- после утверждения соответствующего закона Думой и подписания президентом.

Несмотря на всю неотвратимость поставленной задачи, не все министры были настроены на конструктивное решение. Больше всех почему-то возражал министр юстиции Владимир Устинов. Бывший генпрокурор сказал, что его ведомство не согласно с документом. А в конце и вовсе решил разрушить весь процесс, предложив: «Сначала надо изменить законодательство, а потом уж принимать отдельные законы». На что г-н Фрадков парировал, что «нынешний законопроект о Банке развития -- закон прямого действия, что и есть непосредственное изменение законодательства в целом». Неожиданно против Банка развития как инвестиционного института выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Он увидел в новой «кредитно-инвестиционной конфигурации» «коррупционный потенциал».

Премьер с самого начала урезал оппозиционеров: «Этот вопрос не праздный! И на него надо дать ответ! Не прячем ли мы голову, как говориться, в одно место?!». «Я несколько месяцев жду, -- нетерпеливо добавил он, -- пока родим этот институт. Это должно быть уникальное сооружение. С крепким фундаментом. Если поставишь кривой фундамент, то там будет Баба-яга. Злая. И тогда останешься не только без хвостика, но и без головы».

Первого вице-премьера Дмитрия Медведева интересовали технологические подробности: можно ли банк, который банком не является, но имеет кредитные функции, назвать как-то иначе? Например, корпорацией или фондом. Г-н Греф пояснил, что слово «банк» присутствует в названии новой организации по многим причинам: банковский вид деятельности наиболее регламентирован и прозрачен, кроме того есть международные традиции и имиджевые моменты. Г-н Медведев уточнил, что, возможно, это «психологический момент». Но с ним не согласился премьер: «Этот вопрос далеко не психологический. Есть опасность, что этот институт станет рядовым банком, только работающим в отличие от других без лицензии. У него будут преимущества, но использует ли он их в мирных целях?».

Свои соображения высказали в этой связи глава ЦБ Сергей Игнатьев и министр финансов Алексей Кудрин. Г-н Игнатьев назвал проект «небесспорным, но лучшим из того, что имеется в наличии». Г-н Кудрин внес несколько конкретных предложений по ограничению полномочий новой организации на рынке, чтобы она не мешала свободной конкуренции, не подменяла частников. А еще главный финансист страны высказал идею, которая не только сняла все разногласия министров, примирила и заставила действовать с доработкой документов в самые короткие сроки, но и объяснила стимулы. Он предложил правительству самому назначать руководящие органы Банка развития: наблюдательный совет и его председателя, правление.

«Я бы этим и закончил сегодняшнее обсуждение, -- г-н Фрадков не ожидал такого подарка и был в восторге. -- Вот есть премьер. Неважно кто -- Иванов, Сидоров, Петров... Одним словом, премьер. Он и будет председателем наблюдательного совета, и именно он будет вносить президенту кандидатуру на пост главы Банка развития». «Минфин поддерживает это предложение», -- не растерялся г-н Кудрин. «На этой ноте завершаем!» -- заявил премьер Фрадков.

Вера КУЗНЕЦОВА