|
|
N°231, 14 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Театральный роман
Большой театр и «Ла Скала» подписали договор о долгосрочном сотрудничестве
Беспрецедентный, по оценке Михаила Швыдкого, договор о долгосрочном сотрудничестве (речь идет о циклах обменных гастролей всех трупп обоих театров, о стажировках, о педагогах, о близком знакомстве друг с другом технических служб и поддержке конкретных проектов на межгосударственном уровне) на днях подписан Большим театром и миланским «Ла Скала» к общему удовольствию сторон. В понедельник утром он был представлен в Милане итальянской прессе, и уже во вторник делегация прилетела на презентацию договора в Москву, не забрав с собой лишь директора «Ла Скала»: громкий воскресный скандал в знаменитом оперном театре (звездный тенор Роберто Аланья ушел со сцены прямо во время представления «Аиды» Верди, обидевшись на публику) на время затмил собой эффект московско-миланского «нового протокола». И теперь итальянцы заняты тем, чтобы сгладить последствия скандала (не только репутационные, но и финансовые -- кроме прочего телевидение вело трансляцию, шла запись спектакля на DVD). Москва же имела возможность более спокойно вспомнить богатую историю взаимоотношений двух театров и познакомиться с их планами, закрепленными на бумаге.
Временные рамки «нового протокола «Ла Скала» -- Большой театр» -- 2007--2010 годы. Конкретные пункты -- гастроли в Милане балета Большого (май 2007, спектакли «Дочь фараона» и «Светлый ручей»), оркестра и хора Большого (январь 2008); гастроли оркестра и хора «Ла Скала» по случаю открытия Большого после реконструкции (октябрь 2008, «Реквием» Верди под управлением Даниэля Баренбойма и Стравинский с Пьером Булезом); гастроли балета «Ла Скала» в Москве (июль 2009); оперы Большого в Милане (запланированы «Огненный ангел» и «Хованщина») и, наконец, осенью 2010 года миланская оперная труппа приедет в Большой как минимум с двумя, а может быть, и тремя постановками.
Что касается 2008 года, Михаил Швыдкой на пресс-конференции объяснил, что график работ по реконструкции Большого театра изменился -- здание оказалось более изношенным, чем предполагалось, и потребовались дополнительные работы, но, по его подсчетам, сентябрь 2008 года (а не март, как предполагалось раньше) -- реальный срок для того, чтобы службы Большого вошли в основное здание. По словам гендиректора Большого театр Анатолия Иксанова, даже если не все будет к тому моменту отлажено в сценической механике, именно оркестру и хору она не потребуется, поэтому визиты «Ла Скала» в Большой начнутся именно с концертов.
Репертуарные произведения пока не названы полностью потому, что впереди у театров много премьер. А главное, что сотруднические отношения станут для театров приоритетными и долгосрочное планирование, к примеру, Большого театра, будет располагаться вокруг основных -- миланских -- гастрольных планов. Что касается стажировок, речь пока не идет об определенном ежегодном количестве мест для, например, русских оперных певцов в «Ла Скала» или итальянских балетных в «Большом». Но и в этом отношении договор о сотрудничестве станет приоритетным -- русские, в частности, будут ездить на стажировки в Милан, а не кто куда договорится, причем господдержка будет здесь обязательным фактором. Наконец, Большой и «Ла Скала» считают, что протокол будет внесен в двусторонние межправительственные соглашения как «неотъемлемая часть договоров о сотрудничестве в области культуры между Россией и Италией».
Юлия БЕДЕРОВА