|
|
N°215, 22 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд да дети
Избегая тяжбы, Билл Гейтс готов финансировать даже конкурентов
Microsoft (MS) постепенно отбивается и откупается от множества обвинений в монопольном поведении. В общении с потребителями, обвинившими ее в излишней жадности при продаже программ, корпорация Билла Гейтса избрала неожиданную тактику. В ответ на примерно сотню исков MS предложила направить требуемые с нее деньги в 12,5 тыс. школ, находящихся в бедных районах США. Средства предназначены на оборудование компьютерных классов.
По словам исполнительного директора MS Стива Болмера, положительное решение суда, назначенного на следующий вторник, позволит избежать дорогого и длительного процесса и «изменит жизнь детей в наиболее обделенных районах Америки».
Корпорация отметает намеки на то, что пытается таким образом расширить собственную нишу в образовательном секторе рынка, на котором в США традиционно доминируют продукты компании Apple. MS заявляет, что еще и учредит фонд, на деньги которого школы смогут закупать любое нравящееся им оборудование и программы.
MS предложила учредить специальный фонд, в который внесет 150 млн долл. Она будет готова вложить еще 100 млн, если кто-нибудь пожертвует такую же сумму. Еще 160 млн предназначено на техническую поддержку и 90 млн -- на обучение учителей. В MS утверждают, что, поскольку гранты будут расходоваться не только на ее программы, но и на широко представленные в школах машины компании Apple и на конкурирующие программы, ее деньги не послужат укреплению ее позиции в образовательном секторе.
Представители Apple не стали комментировать эти заявления.
Пятилетняя программа, оцениваемая в 0,55 млрд долл., нашла поддержку у представляющего интересы части истцов вашингтонского адвоката и у его коллеги из Огайо, пишет The New York Times. Однако калифорнийские юристы возражают против плана MS и заявляют, что 13 млн их клиентов не будут удовлетворены. Кроме этого, калифорнийцы подозревают, что MS лелеет тайные планы не только распространить свое монопольное влияние на школы, но и извлечь выгоду из того, что школьники привыкнут пользоваться именно ее продукцией.
«MS хочет слишком легко отделаться», -- сказал The New York Times представитель юридической фирмы из Сан-Франциско Юджин Крю. На основе экономического исследования г-н Крю готов доказать, что за 1994--1999 годы только с калифорнийских пользователей MS перебрала от 3 до 9 млрд долл., а в целом по стране ущерб, нанесенный покупателям, составил от 15 до 40 млрд долл.
Зато, по сообщению The Wall Street Journal, MS готова выставить в поддержку своего плана нобелевского лауреата, профессора Колумбийского университета Джозефа Стиглица.
Александр ЛЕВИНСКИЙ