|
|
N°229, 12 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена газового мира
Выход на украинский рынок обошелся RosUkrEnergo в сотни миллионов долларов
Акционеры швейцарского трейдера RosUkrEnergo -- Газпромбанк и тандем украинских предпринимателей Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина -- дорого заплатили за статус эксклюзивного поставщика импортного газа на Украину. Как рассказал «Времени новостей» источник, близкий к компании, ожидается, что прибыль RUE по итогам текущего года будет примерно в два с половиной раза меньше, чем в прошлом. Напомним, чистый заработок перепродавца среднеазиатского газа в 2005 году составил 755 млн долл. Финансовые показатели трейдера пострадали от несанкционированного отбора «Нафтогазом Украины», а также от повышения с октября закупочной цены на туркменский газ до 100 долл. за тысячу кубометров. В то время как продавать его на российско-украинской границе приходится по 95 долл., как установлено в начале года. Официально в компании никак не комментируют финансовые показатели. Однако еще летом курирующий бизнес RUE зампред правления Александр Рязанов, который недавно покинул «Газпром», открыто говорил, что прошлогодний финансовый успех повторить не удастся.
RUE учреждено на паритетных началах Газпромбанком и австрийской фирмой Raiffeisen Investment осенью 2004 года как оператор транзита туркменского газа на Украину. Через полтора года выяснилось, что бенефициарами доли, которая находится в номинальном держании Raiffeisen Investment, являются бизнесмены Дмитрий Фирташ (90%) и Иван Фурсин (10%). К тому времени трейдер из транзитного оператора превратился в эксклюзивного поставщика импортного сырья на Украину. Произошло это в результате подписания мирного соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом» ночью 4 января, после непродолжительной газовой войны между Россией и Украиной. Напомним, что до 1 января две компании не смогли договориться о новых контрактах на поставку газа Киеву и транзите экспортного объема в Европу. В итоге «Газпром» прекратил поставки газа Украине, а та начала несанкционированный отбор из потока, предназначенного европейским потребителям.
Подписанное соглашение исключило «Нафтогаз» из схемы газоснабжения Украины импортным топливом. RosUkrEnergo стал покупать весь необходимый среднеазиатский газ у «Газпрома» и перепродавать специально созданному совместному предприятию «Укргазэнерго» (RUE и «Нафтогаз» получили в нем по 50%). Цена была компромиссной -- 95 долл. за тысячу кубометров. Кроме того, трейдер покупает российский газ по рыночной цене -- 230 долл. за тысячу кубометров для перепродажи в Восточной Европе.
Согласно имеющимся в распоряжении «Времени новостей» данным, в первой половине 2006 года RosUkrEnergo поставил на Украину 28 млрд кубометров газа за 2,65 млрд долл., а экспортировал 3,7 млрд кубометров за 920 млн долл. (средняя цена тысячи кубометров равна 248 долл.). При этом лишь 26,6 млрд кубометров газа было куплено у «Газпрома» в Средней Азии по 66 долл. за тысячу кубометров. В результате 1,4 млрд кубометров дорогого российского газа RUE был вынужден продать на Украине по 95 долл., получив при этом около 190 млн долл. прямого убытка. По некоторым данным, произошло это в добровольно-принудительном порядке -- «Газпром» попросту записал на счет RUE газ, который был несанкционированно отобран «Нафтогазом» в январские морозы. Но продажи среднеазиатского газа Украине и реэкспорт российского покрыли RosUkrEnergo эти потери. По предварительным оценкам, прибыль трейдера от продаж в первом полугодии была около 150 млн долларов.
Точных цифр закупки и реализации газа во втором полугодии нет. Источники «Времени новостей» утверждают, что несколько увеличился экспорт в Европу -- до 4,5 млрд кубометров за шесть месяцев. А российский газ (еще около 5 млрд кубометров) не будет продаваться на Украине. Вместе с тем повышение цены на туркменский газ в последнем квартале до 100 долл. принесет RUE около 220 млн долл. убытка, поскольку цену 95 долл. украинцам до конца года сохранили.
Впрочем, нельзя сказать, что 300--400 млн долл. упущенной прибыли -- это безвозвратная потеря для RosUkrEnergo и его акционеров. Г-н Фирташ в любом случае оказывается в плюсе, а «Газпром» теперь не несет формальной ответственности за снабжение украинского рынка и имеет отдельный контракт на транзит в Европу. Однако главный вопрос -- куда идет прибыль от этой деятельности -- пока остается открытым. Ведь формального решения о том, как были распределены 755 млн долл. прибыли за прошлый год, до сих пор нет.
Алексей ГРИВАЧ