|
|
N°229, 12 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Абонент -- лучший подарок
В новом году сотовым компаниям негде взять новых клиентов
Декабрь -- самый горячий месяц для всех предприятий торговли. На этот же предновогодний месяц приходится множество разнообразных рекламных акций, все активно борются за внимание и кошельки покупателей. В том числе заметное оживление наблюдается и на рынке мобильной связи. Активность эта -- не ради сиюминутных продаж услуг. Для сотовых компаний этот месяц важен прежде всего с точки зрения итоговой статистики за весь год работы, а число абонентов -- один из существенных показателей.
Где брать новых абонентов? Новых -- практически негде. Если верить статистике сотовиков, российский рынок мобильной связи уже давным-давно насыщен, абонентов в нашей стране больше, чем живых людей. В Москве так называемый "уровень проникновения" сотовой связи достиг небывалых высот и продолжает расти, число зарегистрированных пользователей в полтора раза превышает число жителей. При том, что дошкольники и многие пенсионеры мобильниками не пользуются. Выходит, остальные носят с собой по две или три трубки с SIM-картами разных операторов? Разумеется, нет. Большинству людей одного телефона вполне хватает, а статистика, мягко говоря, не совсем правдива. Не случайно последнее время даже сами сотовики предпочитают говорить о числе проданных SIM-карт, а не о количестве реальных пользователей. Фокус в том, что выговоренная и выброшенная SIM-карта МТС или «Билайн» еще минимум полгода фигурирует в статистических отчетах, радуя инвесторов и способствуя росту курса акций (и МТС, и «Вымпелком», работающий под торговым знаком «Билайн», -- публичные компании).
Число подрастающих реальных пользователей явно не соответствует привычным аппетитам сотовиков, которые вынуждены теперь заняться переманиванием клиентов у конкурирующих компаний. Иногда дело доходит до абсурда, и ради красивой цифры новых подключений оператор "переманивает" абонентов у самого себя.
Но как можно заставить человека купить второй и третий раз то, что у него уже есть? Путь один: предложить подарки, скидки и льготы. На этом поле и состязаются операторы сотовой связи.
Московский "Мегафон" на полгода освобождает новых абонентов от ограничения на срок действия платежей -- хороший подарок тем, кто хотел бы пользоваться тарифами этого оператора, но не готов платить за связь по 250 руб. в месяц. Можно раздавать подарки всем подключающимся в офисах компании и дарить новым клиентам по 30 SMS-сообщений (так действует «Билайн») -- пригодится для новогодних поздравлений. Можно вывести на рынок очень привлекательный новый тариф, доступный только при условии покупки новой SIM-карты (МТС), или предложить лишний месяц действия скидки -- опять же "в нагрузку" к очередной коробочке с новым абонентским контрактом.
Что делать, если в канун праздников потребитель все же окажется прижимистым и продать "нужное" количество SIM-карт ему не удастся? Не беда. В конце концов, можно подарить комплект, лучше сразу два, после чего выдать старого абонента за вновь подключенного. Абонент совсем обленился и не хочет идти за подарком? Привезем домой или в офис с курьером -- все на благо человека. Нашему корреспонденту (как и многим другим москвичам) позвонили на домашний телефон из МГТС и предложили принять в дар две SIM-карты МТС -- с получением в офисе или доставкой курьером (обе телефонные компании входят в один и тот же холдинг). Вряд ли в декабре успеют обзвонить все 3,5 млн московских квартир и всем привезти по два подарка (да и не все согласятся), но с декабрьской статистикой подключений у МТС наверняка все будет хорошо.
Казалось бы, хочется играться с мыльными пузырями абонентских баз -- на здоровье. Кому от этого хуже? Регулятор отрасли, Мининформсвязи, в этот процесс никак не вмешивается, рынок есть рынок. Собственно, в этом году министерство активно вмешалось в рыночный процесс лишь однажды, летом, когда буквально заставило членов "большой тройки" операторов сотовой связи снизить расценки интерконнект (так называют плату за минуту обмена трафиком между собой и сетями фиксированной телефонной связи). Как выяснилось, вмешательство оказалось совершенно оправданным, оно защитило потребителя, но не стало проблемой для рынка: и МТС, и «Билайн» закончили третий квартал с блестящими финансовыми показателями.
Все же игры с «бессмертными абонентскими душами», которые реинкарнируются каждый новый год с помощью маркетингового колдовства, не так уж безобидны: изготовить и распространить сотни тысяч коробочек для новых контрактов стоит вполне конкретных денег. Не говоря уже о таких, например, приманках, как дареные «условные единицы» на балансе каждой вновь купленной SIM-карты. Все эти игры оператора с самим собой оплачивают реальные, а не виртуальные абоненты, т.е. мы с вами. Других источников денег у сотовых операторов нет. Методики подсчета абонентской базы нуждаются в совершенствовании стандартизации, и это должно стать предметом заботы регулятора отрасли.
Сергей ПОТРЕСОВ