|
|
N°229, 12 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брак по расчетам
В России не умеют писать налоговые законопроекты
Большая часть подготовленных к рассмотрению в Госдуме законопроектов не соответствует требованиям права. Об этом в конце прошлой недели официально уведомило Министерство юстиции в своем пресс-релизе. Больше всего нарушений специалисты Минюста отметили в налоговом нормотворчестве: 90% документов, предусматривающих внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, ими забраковывается. Тем не менее значительная часть этого «брака» все равно успешно принимается законодателями.
Как сообщили в пресс-службе Минюста, в этом году министерство провело экспертизу 365 законопроектов. На большую часть из них-- точнее, на 90% -- специалисты ведомства составили отрицательные заключения. Практически все изменения касались перераспределения бюджетных средств из федерального в региональные и местные бюджеты. По мнению экспертов департамента экономического законодательства Министерства юстиции, основными упущениями в законопроектах разработчиков являются предложения о перераспределении доходов от налогов и сборов между бюджетами разных уровней без учета того, что это повлечет не только дополнительные денежные поступления в тот или иной бюджет, но и переход соответствующих обязательств. Источники компенсации выпадающих налоговых доходов из того или иного бюджета авторами подобных законопроектов, как уверяют в Минюсте, обычно не указываются.
Среди отправленных юристами «в корзину» законопроектов уходящего года были и такие, когда субъекты законодательной инициативы предлагали введение новых налогов или двойное налогообложение тех или иных доходов. Например, налог на предметы роскоши, внесенный группой депутатов Госдумы от фракции «Родина». Еще более экзотические законопроекты, предлагаемые к введению, вообще не имели собственных объектов налогообложения, как, например, предложенный Ярославской областной Думой налог на поддержку материнства и детства. Проще говоря, в своем законопроекте ярославские депутаты не написали, с кого именно взимать этот налог.
Часто встречающимся недостатком проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс, уверяют в Минюсте, является отсутствие правовых оснований и прогнозов финансово-экономических, социальных и иных последствий принятия законопроекта. Нередки и нарушения правил юридической техники, внутренние противоречия, несоответствие иным нормативным правовым актам, имеющим предметом регулирования те же правоотношения, что и предложенный законопроект, поясняют эксперты министерства.
Тем не менее, несмотря на обилие законодательного брака, некачественные законопроекты проходили и продолжают проходить все законодательные инстанции. Отрицательное заключение Минюста в отличие от отрицательного заключения правового управления администрации президента вовсе не является сегодня абсолютным «показанием» для отклонения законопроекта. Так же как и отрицательное мнение правительства, прокуратуры или какой-либо иной инстанции. То же самое с региональными законами и ведомственными нормативными актами.
Несмотря на то что Министерство юстиции уполномочено направлять в органы исполнительной власти представления об отмене правовых актов, которые должны быть исполнены в месячный срок, часто такие предупреждения остаются без должных последствий. Не исключение в этом и региональные нормативные акты, в том числе московские, также принимающиеся без оглядки на позицию Министерства юстиции.
Ирина СКЛЯРОВА