|
|
N°228, 11 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страшный, страшный учебник
Камчатские родители требуют запретить новаторский вариант школьной программы
Камчатские родители требуют пересмотреть школьную программу, по которой учатся их дети. Как сообщила депутат областного совета кандидат педагогических наук Ирина Андрюхина, на ее стол уже легли листы, подписанные двумя сотнями отцов и матерей, возмущенных новаторским курсом «Школа 2100». Подписи стоят под заявлением, что образовательная система «Школа 2100» перегружена вредной (по мнению родителей) для детей информацией, приводящей к невротическим отклонениям, негативизму по отношению к родителям, увеличению страхов, агрессии и оккультизму.
По этой программе обучаются дети в двух десятках камчатских школ. Внедрили ее шесть лет назад. Как сообщила "Времени новостей" жительница Петропавловска-Камчатского Наталья Спирина, когда отдавала свою дочь Катю в первый класс, поверила мнению учителей, что инновационный курс «2100» пойдет исключительно на пользу ребенку. Тем более что составлен курс весьма уважаемыми и известными специалистами, среди которых значится ныне покойный академик Алексей Леонтьев, по праву считающейся одним из основоположников отечественной психологии.
В пояснительной записке, размещенной на сайте, посвященном программе, сообщается: «В образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности. В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач».
Светлана, мама 11-летней Саши, перевела свою дочь из передового класса в обычный, после того как стала замечать, что с ребенком происходят странные вещи. Девочка категорически отказывалась садиться за уроки, объясняя это тем, что ей просто страшно заниматься по школьным учебникам. У ребенка начались проблемы со сном, и в конце концов врачи констатировали серьезное нервное расстройство.
Заглянув в учебники, родители смогли определить источник страхов. Даже в простой задачке по математике под авторством кандидата педагогических наук Людмилы Петересон фигурируют людоеды, а не привычные яблоки и мячи или машины, выезжающие из пункта А в пункт Б. Герои других учебников -- маньяки, вооруженные топорами, малолетние наркоманы, ведущие дневники и умирающие в конце концов. Литературу шестиклассники осваивают на примере рассказов Эдгара По о свирепом орангутанге, убившем двух женщин на улице Морг.
Депутат областного совета Ирина Андрюхина, взявшаяся за внимательное изучение учебников в рамках программы «Школа 2100», отметила, что даже у нее подобное чтение вызвало ночные кошмары. Гробы, могильные кресты, исключительно черно-белое оформление книг, по мнению депутата, попросту травмируют психику ребенка. Как рассказала Галина Литвинова, заведующая кафедрой общей и специальной психологии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, подобная подборка иллюстраций и содержательной части у детей с неустойчивым психотипом может вызвать серьезные проблемы, вплоть до нервного расстройства.
В школах, где осуществляется преподавание по методике «2100», негативные мнения родителей и парламентариев считают преждевременными. Ведь программа одобрена Министерством образования и внедряется исключительно на добровольных началах. И если кто-то из родителей не желает, чтобы их дети учились по этим учебникам, они могут перевести их в другой класс.
Как отметила Мария Ускова, учитель литературы, уже несколько лет работающая системе «2100», все споры вокруг черно-белых учебников надуманы. Хотя программа не лишена изъянов и недочетов, но успехи, которые дети делают в процессе учебы, затмевают недостатки, а мистика и мрачный юмор интересны для подростков (тут достаточно вспомнить пионерское детство и ночные страшилки о покойниках и «красной руке») Более того, такие тексты, по мнению учителя, служат приманкой для того, чтобы заинтересовать ребенка серьезными вещами.
Тем не менее камчатские родители, педагоги и психологи, недовольные курсом «Школа 2100», все же направили обращение в федеральное Министерство науки и образования с просьбой провести дополнительную экспертизу и вынести заключение о возможности дальнейшего использования этих учебников для обучения в российских школах.
Илья СЕРГЕЕВ, Камчатская область