|
|
N°228, 11 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ледокол «Тарасова»
На фоне откровенного тотального гламурно-пропагандистского отстоя в дешевой конфетной упаковке, каковым последние два-три года является все без исключения российское общенациональное государственное телевидение, на «Первом канале» появилось действительно нестыдное шоу. Поскольку нестыдно в сегодняшней России можно делать передачи только про спорт и животных, шоу оказалось про спорт -- про фигурное катание.
«Звезды на льду» позволили многим приличным людям без обычного чувства брезгливости включать главный телеканал страны. Поразительным образом это шоу оказалось не только талантливой (а не бездарной, как, например, программа «Время») пропагандой, и многим людям действительно захотелось отдать детей в фигурное катание. «Звезды на льду» стали чуть ли не единственным местом публичного массового проявления нефальшивых эмоций. Местом, где все участники зрелища в телеэфире ведут себя как люди, а не как зомби. Местом, где люди говорят, что думают, и делают это на забытом ТВ хорошем русском языке.
При всей привлекательности этой затеи -- конечно же народ с удовольствием посмотрит, как звезды фигурного катания в паре со звездами театра и кино соревнуются друг с другом, -- принципиальным моментом невероятного успеха шоу стало присутствие в нем в качестве ключевой фигуры великого российского тренера Татьяны Анатольевны Тарасовой.
Я был еще маленьким мальчиком, когда прочитал про один эпизод из жизни ее отца, лучшего хоккейного тренера всех времен и народов Анатолия Владимировича Тарасова. В середине 70-х годов прошлого века, кажется, это был 1976 год, его неожиданно перебросили тренировать футбольный ЦСКА, тогда впервые в своей истории находившийся на грани вылета из высшей лиги советского чемпионата. Тарасов сбежал из футбольной команды через полгода, возмущенно заявив, что не может тренировать команду, когда какие-то генералы диктуют ему, кого ставить в состав.
Настоящие профессионалы всегда больше времени, в котором живут и работают. Разумеется, Анатолий Владимирович не был никаким диссидентом. Он просто не выносил вмешательства в его работу тех, кто ни черта в ней не смыслит. Татьяна Тарасова в телешоу «Звезды на льду» спустя почти 30 лет после того демарша своего отца вернула нам ощущение реального масштаба личности в профессии. Когда практически всем в стране заведуют вороватые, безграмотные и бездарные люди, вдруг -- пусть в одном только развлекательном шоу -- есть человек, который судит, потому что имеет право судить. И делает это исключительно по законам того вида спорта, которому служит всю жизнь.
Ледокол «Тарасова» поразительным образом разбивает лед моральной деградации и творческого застоя, сковавший российскую элиту. Даже политики, приходя в это шоу, немного «размораживаются», оттаивают, начинают говорить какие-то нормальные человеческие вещи. Причем такая метаморфоза произошла с такими разными по темпераменту и способу общения людьми, как вице-премьер Александр Жуков и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.
Поэтому главная ценность «Звезд на льду»не только пропаганда фигурного катания, но и пропаганда телевидения без пропаганды, торжество реального творчества, настоящих эмоций, искренних мыслей и поступков. Да, и это шоу его участники постоянно называют ненавистным мне словом «проект». Но реализация этого «проекта» подразумевает на выходе не тупой пиар самих реализаторов, а действительно красивые танцы красивых и талантливых людей, действительно теплое отношение публики к самому предмету шоу (фигурному катанию). И даже шутки, например, про создание подобного шоу с рекламой футбола и невозможность сделать это, поскольку в отличие от «фигкатания» нельзя будет найти в России профессиональных футболистов, выглядят добрыми и честными.
Татьяна Тарасова, умный и в высшей степени профессиональный человек, правит бал в одной отдельно взятой передаче одного российского телеканала. Характер этого правления оставляет надежду, что и в остальной нашей жизни может быть так же. Спасибо вам, Татьяна Анатольевна! Только не вступайте, пожалуйста, в «Единую Россию». И в «Справедливую Россию», как Евгений Плющенко, тоже не вступайте. Потому что вы -- Россия без прилагательных и кавычек.
Семен Новопрудский