Завтра в Москве пройдет международная конференция «Россия--Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества». Политики и предприниматели из двух стран соберутся, чтобы обсудить перспективы сотрудничества и реальные возможности реализации российско-германских проектов. Как подчеркивают организаторы, целью этой встречи являются обеспечение конструктивного диалога деловых кругов России и Германии, демонстрация кооперационных возможностей и создание конкурентной среды и условий, наиболее благоприятных для развития российского и немецкого бизнеса, определение и устранение препятствий для двусторонних инвестиций, установление и развитие деловых контактов между российским и немецким бизнес-сообществом. Организаторами конференции выступили общественная организация «Деловая Россия», Восточный комитет немецкой экономики и Союз немецкой экономики в России, поддержку оказали Минэкономразвития, Российско-германская рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов, Комитет РСПП по торговой политике и ВТО и др.
Конференция должна показать, что сотрудничество России и Германии простирается далеко за пределы торговли газом и географической оси Москва--Берлин. Среди тем, которые вынесены для обсуждения на отдельных секциях, -- кооперация в среднем и малом бизнесе и возможности организации финансирования таких проектов, инвестиционное содействие в регионах России, сотрудничество в аграрном секторе, в области электротехники и в строительном комплексе. Председатель Восточного комитета германской экономики Клаус МАНГОЛЬД в статье, написанной для «Времени новостей», утверждает, что энергетика является прочной основой для сотрудничества России и ФРГ, и на этой основе нужно вырабатывать единую европейскую политику в отношении Москвы.С начала нынешнего года
энергетика стала преобладающей темой в германо-российских отношениях. По немецкой прессе то и дело встречаешь заголовки с такими понятиями, как «энергетическая зависимость» и «проблемы энергоснабжения». В общественных дискуссиях снова и снова задается вопрос о надежности России как поставщика энергоресурсов. Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит бросить взгляд на факты.
Фактом является то, что германо-российское стратегическое энергетическое партнерство безотказно функционирует уже свыше 30 лет. Это, в частности, одна из причин того, что энергоносители из России занимают значительное место в энергоснабжении Германии. Природный газ и нефть составляют в настоящее время 70% от совокупного российского экспорта в Германию.
Фактом является и то, что наши энергетические отношения с Россией не являются улицей с односторонним движением, и речь не идет об односторонней зависимости от России. Образно говоря, две наши страны оказались партнерами по обе стороны как бы единого совместного трубопровода и приняли на себя взаимные обязательства доверительного сотрудничества. Россия с большим отрывом является крупнейшим поставщиком сырой нефти и природного газа в Германию. Одновременно немецкие предприятия импортируют значительные объемы российского природного газа для Европы, опираясь при этом на долгосрочные договоры о поставках.
С годами это партнерство вышло далеко за рамки одних лишь энергопоставок. Уже сегодня немецкие и российские предприятия сотрудничают в проектах по совместной добыче, транспортировке и распределению, а также переработке энергоносителей. Потенциал для тесного сотрудничества помимо этого имеется также в таких направлениях, как энергосбережение, использование энергии ветра, охрана окружающей среды и климата, а также модернизация и развитие российской электроэнергетической отрасли.
Германо-российское энергетическое партнерство есть и остается стратегически важным направлением в наших двусторонних экономических отношениях. Одновременно они неизменно динамично развиваются также и в других отраслях экономики. Германо-российский товарооборот в текущем году предположительно вырастет на 32% и достигнет казавшегося еще несколько лет назад невероятным объема свыше 50 млрд евро. При этом экспорт Германии увеличится приблизительно до 21 млрд евро.
В выигрыше от такого развития оказываются в первую очередь мелкие и средние предприятия, которые традиционно считаются «сердцем и мотором» немецкой экономики. Но немецкий средний класс привлекают в России не только великолепные возможности для сбыта, а еще и динамичное экономическое развитие и высокая потребность российской экономики в модернизации.
Немецкие предприятия великолепно представлены на российском рынке и в рамках всего ЕС заняли здесь лидирующие позиции. Когда Германия с начала будущего года начнет председательствовать в совете ЕС, то, несмотря на существующие трудности, можно будет ожидать новых импульсов для развития европейско-российских отношений.
Отношения между Европой и Россией до настоящего времени регулировались Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1997 года, которое истекает в конце 2007 года. СПС предусматривает участие России в четырех соглашениях ЕС по внутреннему рынку, а также отдельные договоры в отношении стали, транзита, энергетики, текстильной продукции и сотрудничества в области совместных проектов. В последний год СПС было дополнено также Соглашением о стратегическом сотрудничестве (четыре «дорожные карты»). Новое соглашение между ЕС и Россией поставило бы отношения на новую основу и при этом в отличие от ныне действующего соглашения отрегулировало бы вопросы надежного снабжения Европы нефтью и газом из России.
Россия уже сегодня покрывает примерно 25% европейского спроса на нефть и природный газ. С другой стороны, Россия направляет в ЕС 60% своего экспорта нефти и 50% -- экспорта газа. Эти цифры доказывают, что взаимный интерес к добрососедским отношениям в равной степени присутствует как в ЕС, так и в России. Вдобавок к этому в недалеком будущем потребуются крупные инвестиции, чтобы обеспечить стабильные и бесперебойные производство и поставки энергии. В этом есть вызов как для ЕС, так и России.
Европейский союз крайне заинтересован в повышении конкурентоспособности российской экономики, например с помощью создания рабочих мест, передачи ноу-хау или лучшего опыта (best practice). В этот список входит и открытие европейских рынков для российских предприятий. При помощи таких мероприятий, как облегчение визового режима, поддержка обмена школьников, молодежи, студентов или программ обмена на рабочем уровне, Евросоюз может содействовать сближению с Россией и тем самым укрепить партнерство в области совместных ценностей. Важно, чтобы Европа с помощью единой политики из Брюсселя представляла в этом процессе перед лицом России совместные интересы.