|
|
N°215, 22 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В семье не без преемника
Противоречия внутри казахстанской элиты переросли в открытый конфликт
Острейший политический кризис вспыхнул в Казахстане, стране, политическая система которой казалась островком стабильности на постсоветском пространстве. В последние годы президент Нурсултан Назарбаев оказался в центре сразу нескольких коррупционных скандалов, однако в основном они бушевали далеко за пределами страны. «Казахгейт» осложнил взаимоотношения Астаны с Западом, но до сих пор практически не сказывался на внутренней устойчивости власти. Единственный серьезный соперник президента, бывший премьер Акежан Кажегельдин был отстранен от участия в выборах и живет сейчас в эмиграции.
Но вот внутренний баланс нарушился. Вчера президент Нурсултан Назарбаев освободил от занимаемых должностей вице-премьера Ураза Джандосова, главу администрации Павлодарской области Галымжана Жакиянова и замминистра обороны Жаннат Ертлесову. Перед этим Джандосов, Ертлесова, а также министр труда и социальной защиты Алихан Байменов и первый замминистра финансов Кайрат Келимбетов распространили письмо с просьбой об отставке в связи с невозможностью «участия в составе правительства, возглавляемого Касымжомартом Токаевым».
На первый взгляд, а именно так трактуют события западные агентства, налицо классический конфликт демократии и авторитаризма -- ведь не далее чем в минувшие выходные отставники объявили о создании оппозиционного общественного объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). «Демократические преобразования в Казахстане остановились», говорилось в декларации ДВК, что стало «главной угрозой для будущего». Руководство ДВК провозгласило курс на «решительные политические реформы» под лозунгами децентрализации власти и свободы прессы.
Ответ прозвучал из уст премьера Токаева. Он обвинил создателей ДВК в попытке под видом заботы о демократии провести новый передел собственности и «сделать Казахстан податливым перед теми, кто рвется на наш нефтяной рынок». Токаев поведал о том, что за последние три месяца спецслужбам стало известно о двух фактах подготовки терактов против Назарбаева. «Смею заверить, что террористы находятся не так далеко от нас», -- грозно добавил он. В заключение премьер призвал президента «сместить со своих должностей непрофессионалов и интриганов, работающих в его окружении», ибо «пришло время служить стране, а не прислуживать сторонним хозяевам». Назарбаев последовал совету -- как сообщил вчера пресс-секретарь главы государства Асылбек Бисенбаев, президент назвал политическое заявление главы правительства «правомерным, соответствующим конституционным нормам Казахстана».
Есть и другая трактовка происходящего, которой придерживаются представители казахской оппозиции. По их версии, внутри казахстанской власти вспыхнула ожесточенная борьба. С одной стороны баррикад -- зять президента Рахат Алиев, отец любимого внука Назарбаева, с другой -- часть бюрократии, испугавшаяся амбициозных планов Алиева. До недавнего времени Рахат Алиев занимал пост зампредседателя комитета национальной безопасности и постоянно донимал местных олигархов антикоррупционными расследованиями и уголовными делами. Гонимые трактовали их как откровенный рэкет, поскольку им якобы предлагалось обменять богатства на свободу.
Еще большие опасения вызвали у чиновно-олигархической прослойки старания г-на Алиева при помощи подконтрольных СМИ создать образ жесткого и справедливого преемника Назарбаева, этакого казахстанского Путина. В Астане давно ходили слухи о том, что президентское окружение готовит своему шефу ельцинский сценарий отставки. На какой-то момент антиалиевская партия взяла верх -- на прошлой неделе Рахата Алиева сняли с должности, и он на время исчез. Его сестра выступила в Ливане с заявлением о том, что родные опасаются за его судьбу, нескольких коллег Алиева по КНБ тут же уволили и начали требовать от них показаний против шефа.
Однако вскоре сановный тесть простил родственника и назначил его замначальника президентской охраны. Тут уже переполошились чиновники, немедленно сплотившиеся для самозащиты под знаменами ДВК. В появлении «Демвыбора» оппозиция видит яркое свидетельство раскола в назарбаевском руководстве и не обижается на политический «плагиат» «младодемократов», повторивших чужие лозунги двухлетней давности. К примеру, сторонники Кажегельдина полагают, что ДВК -- это колонна, которая вышла из рядов власти и идет к ним навстречу. В свою очередь, лидер казахской компартии Серикболсын Абдильдин не видит в стране никакого политического кризиса, усматривая лишь обострение отношений «между людьми, которые имеют не только служебные, но и родственные связи».
Илья НИКОЛАЕВ