|
|
N°214, 21 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокуратура в законе о ней
Прокуратура у нас, как известно, независимая. Вот и президент так говорит. Однако даже поверхностное изучение закона о прокуратуре показывает, что если в него действительно заложена независимость от других органов власти, то внутри прокурорской пирамиды существует такая властная вертикаль, которая и не снилась ни президенту, ни главам министерств и ведомств.
По-настоящему независимым у нас является лишь один прокурорский работник -- генеральный прокурор, которого, как показал опыт новоявленного сенатора г-на Скуратова, очень трудно сместить с должности, даже если сам президент этого захочет. Судьба же прокуроров рангом пониже целиком и полностью зависит от решения Генерального и только от него. Если согласно ст. 13 «Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации», то согласно той же статье увольнение их согласования не требует -- поскольку «Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности».
Кроме того, согласно закону генпрокурор по собственному усмотрению назначает и освобождает от должности «прокуроров городов и районов и прокуроров специализированных прокуратур», а также в собственно Генеральной прокуратуре «начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям генерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей генерального прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников».
Понятно, что все эти работники прокуратуры просто не могут действовать без оглядки на своего высшего начальника. Тем более что от начальства зависит не только их продвижение по службе, но и оплата труда.
Вообще-то работники прокуратуры пользуются огромным количеством льгот. От бесплатного транспорта, в том числе и проезда в любой уголок России в отпуск, до продовольственного пайка. Они не платят подоходный налог, по окончанию службы имеют право на выходное пособие от 5 до 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин, право на дополнительную жилплощадь и внеочередное ее получение. С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств (федерального бюджета. -- Л.Б.) при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет. Они имеют 50-процентную скидку в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающие в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентную скидку в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда.
Перечисление льгот можно было бы продолжить, но пора уже, видимо, перейти к собственно оплате их труда. Согласно ст. 44 «Денежное содержание прокурорских работников состоит из не облагаемых подоходным налогом должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада); доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; стоимости продовольственного пайка (если паек не выдан в натуральной форме)».
Теперь внимание: «Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде устанавливается по решению руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема и результатов работы каждого прокурорского работника». То есть каждый начальник определяет, достоин или нет его подчиненный 50-процентной добавки к окладу.
Было бы обидно, если бы читатель решил, что автор этих строк призывает отнять у работников прокуратуры право на продовольственный паек или настаивает на том, чтобы прокуроры платили подоходный налог и вдобавок за проезд на транспорте. Отнюдь. Автор не протестует даже против оригинальной формулы выделения жилищной ссуды из федерального бюджета и погашения ее из того же бюджета.
Однако нельзя не отметить, что цитируемый закон во всех деталях рассказывает о правилах поощрения и наказания подчиненных и обходит стороной контроль за начальством. А контроль этот нужен кроме всего еще и потому, что согласно ст. 31 «Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления».
Прокуратура, безусловно, должна быть независимой, но она не может быть бесконтрольной кроме всего прочего еще и потому, что не могли ее обойти характерные для всего нашего общества особенности перехода к рыночной экономике. О том, как осуществлять этот контроль со стороны, закон молчит.
Лев Бруни