Совет директоров РАО «ЕЭС России» в пятницу
решил продать на открытых аукционах почти все принадлежащие энергохолдингу региональные сбытовые компании. Однако очевидно, что покупателями станут лишь существующие крупные игроки энергорынка, готовые работать с населением.
По словам представителя РАО, на заседании совета директоров не обсуждался вопрос о том, как будут распределяться вырученные от продажи средства -- это скорее будет определяться в каждом конкретном случае. Зато начальная цена, как записано в принятом директорами решении, должна быть не ниже определенной независимым оценщиком, причем при ее утверждении необходимо ориентироваться на опыт подобных продаж.
Совет директоров РАО вдохновился идеей продажи сбытовых компаний после летнего аукциона, когда около 47,36% уставного капитала (почти 60% голосующих акций) «Ярославской сбытовой компании» (ЯСК) были куплены фирмой «Транснефтьсервис С» за 15 млн долл. -- цену, в 2,5 раза превышающую начальную. А перед этим за 105 млн долл. итальянская Enel купила у структуры Григория Березкина 49% «Русэнергосбыта», что также недешево. Кроме того, многие крупные предприятия стали создавать собственные энергосбытовые компании, чтобы работать на электроэнергетическом рынке, таких уже 40. В этой ситуации вполне логично ожидать, что конкуренция на розничном рынке электроэнергии будет только возрастать, и далеко не факт, что подконтрольные РАО сбытовые компании (их всего 50) ее выдержат.
В качестве эксперимента летом прошлого года совет директоров РАО попытался разделить принадлежащие энергосбытовые компании на несколько групп: одни были отданы в управление на год крупным генерирующим компаниям, другие -- региональным властям, третьи -- независимым компаниям, а четвертые остались в распоряжении РАО. И лишь ЯСК была продана на открытом аукционе. Итоги этого эксперимента и были подведены в минувшую пятницу. Было решено, что продажи пройдут в основном в 2008 году (до ликвидации РАО как головной компании). Через месяц правление должно представить совету директоров РАО подробный график продаж, причем первые из них, ожидается, пройдут уже в первом квартале 2007 года. Если они пройдут успешно, говорит источник, близкий к совету директоров, график будет скорректирован в сторону ускорения процесса.
Сбытовой бизнес интересен прежде всего тем, что он находится на вершине финансового потока в электроэнергетике. Именно это обстоятельство заставляет частных инвесторов в отрасли начинать экспансию в электроэнергетику как раз с розничного рынка. Впоследствии же очевидно, что именно владельцы сбытов будут главными претендентами на оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК). В частности, об этом «Времени новостей» заявил глава «Русэнергосбыта» Михаил Андронов. По его словам, уже сейчас объемы контрактов его компании сопоставимы с выработкой одной ОГК, поэтому ему как инвестору было бы логично приобрести ОГК и добиваться синергии в бизнесе. Аналогичной позиции, как известно, придерживается «Газпром»: он уже создает собственную сбытовую компанию в структуре «Межрегионгаза» (в которую, судя по всему, войдет принадлежащий ему пакет акций «Мосэнергосбыта»), и при этом покупает акции генерирующих компаний -- «Мосэнерго», ОГК-5 и др.
В то же время независимые от РАО энергосбытовые компании отбирают потребителей у подконтрольных энергохолдингу структур. В условиях до сих пор неликвидированного перекрестного субсидирования (когда тарифы для промышленности выше тарифов для населения и сельхозпредприятий) такая конкуренция делает бизнес принадлежащих РАО сбытов менее рентабельным. В частности, как говорят в «Самараэнерго», уход одного «АвтоВАЗа» будет ей стоить около 10% прибыли. «Рост уровня оттока потребителей может быть обусловлен только значительным усилением конкуренции на рынке, -- говорится в отчете ЯСК за третий квартал этого года. -- Потенциально лояльность потребителей в условиях высокой конкуренции является низкой, однако в ближайшем будущем резкого всплеска оттока не прогнозируется в связи с существенными затратами, которые потребитель может понести при переходе на энергоснабжение конкурирующей энергосбытовой компании». В этом случае компания может лишь «использовать структурированную маркетинговую политику, основанную на тщательном анализе спроса, интересов и возможностей потребителей энергоресурсов, внедрять новые виды услуг и снижать сбытовую надбавку (получаемую от деятельности на нерегулируемом секторе)».
Впрочем, на энергорынке говорят, что многие сбытовые «дочки» РАО, вероятнее всего, уже «подготовились» к продаже: они уже лишились самых «лакомых кусков» -- крупных и надежных потребителей, которые перешли на обслуживание к частным сбытовым компаниям, считающимся подконтрольными некоторым членам правления энергохолдинга. А принадлежащие РАО сбыты остались с некрупными и разрозненными потребителями, прежде всего с населением. И именно обслуживание населения, судя по всему, станет основным предметом борьбы при проведении аукционов -- ведь в них скорее всего будут соревноваться нынешние участники рынка, то есть крупные структуры. Ведь, как говорит г-н Андронов, у энергосбытов РАО «есть огромная клиентская база -- население, а чем больше объемы на рынке, тем больше объемы бизнеса, тем ниже может быть цена покупки энергии». При этом население, как правило, исправно платит за электроэнергию. Кроме того, имея обширную клиентскую базу, продолжает г-н Андронов, можно внедрять комплексные услуги, применяя при этом индивидуальный подход -- это что-то похожее на сотовый бизнес.
Впрочем, теоретически не все будущие покупатели энергосбытов могут заинтересоваться работой с населением. В этом случае по правилам они за три месяца должны объявить об отказе от статуса «гарантирующий поставщик» (то есть компания, которая не имеет права отказываться от заключения с потребителем договора на энергоснабжение, за это она получает гарантию сбыта и сбытовую надбавку при работе в регулируемом секторе рынка) и за свой счет провести конкурс на право получения этого статуса. Если в конкурсе никто не захочет участвовать, то в этом случае «гарантирующим поставщиком» становится региональная сетевая компания.
Так или иначе, но эксперты полагают, что вложения в энергосбытовой бизнес сейчас являются довольно привлекательными. В аналитических материалах «Атона», опубликованных этим летом после продажи ЯСК, говорится: «Сбытовой сегмент остается одним из самых недооцененных в электроэнергетике, поскольку немногие инвесторы понимают, что представляют собой бизнес-модели энергосбытовых компаний в настоящее время и какими они будут в будущем. К сожалению, ликвидность акций компаний данного сегмента сейчас крайне низка, а средняя капитализация каждой из сбытовых компаний редко превышает 20 млн долларов».