|
|
N°228, 11 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Облико мортале
«Туристас» Джона Стокуэлла на московских экранах
В рекламном слогане «Убирайтесь домой», проступающем на постере фильма прямо на покрытом панической испариной девичьем лбу, есть неточность. На самом деле далеко не все местные жители жаждут, чтобы путешествующие по Бразилии молодые европейцы и янки поскорее отправились по месту постоянной прописки. Кое-кому очень хочется, чтобы иные «туристас» остались в Бразилии навсегда. Ну или хотя бы некоторые их части.
Пассажиры автобуса, следующего по бразильскому побережью из одного пункта с невыговариваемым названием в другой, попадают в аварию. Никто не пострадал, но следующего автобуса придется ждать часов десять. А тут из-за поворота появляются две красавицы, потягивающие через трубочку что-то не то прохладительное, не то горячительное. Все свидетельствует: совсем неподалеку есть что-то вроде очага культуры и отдыха. И верно: взору восьмерых молодых путешественников, решивших проверить гипотезу, открывается совершеннейший парадиз: безупречный пляж, бар под открытым небом с отменным ассортиментом и таким же персоналом, косяки по кругу и зажигательная румба до утра. А в качестве бонуса -- еще и экскурсия по невероятным подводным пещерам. Утром, впрочем, оказывается, что за все приходится платить -- туристы с трудом приходят в себя и обнаруживают, что вчерашних друзей след простыл, а сами они обворованы до нитки. За этим следует серьезный конфликт с аборигенами в ближайшем полумертвом городке, где о полиции от роду не слыхали, все прелести похода по джунглям босиком и наконец погруженный во мрак дом, где в ящиках стола пылятся целые пачки иностранных паспортов, о судьбе владельцев которых задумываться не тянет. А снаружи уже грохочет винт вертолета, из которого очень неприятного вида мужчины выгружают хирургические инструменты и мини-холодильники для перевозки донорских органов.
Даже не самый внимательный зритель уже минут через двадцать начинает понимать, что совсем недавно нечто подобное он уже видел. И верно: сюжет «Туристас» подозрительно напоминает недавний и вряд ли способный сразу вылететь из головы «Хостел» Эли Рота. Совпадает не только общая идея, но и до мелочей некоторые сцены, и даже самые незначительные частности: так, например, в обеих лентах смеха ради второстепенные персонажи смотрят телевизор, где сквозь помехи пробивается американский фильм, дублированный на местный язык (в «Хостеле» это был переведенный на словацкий монолог Джулса из «Криминального чтива», в «Туристас» -- лопочущие по-испански нацисты из старого военного сериала «Герои Хогана»). Весьма близко к тексту переосмыслена и итальянская классика «туземного хоррора» начала 80-х вроде «Ада каннибалов», «Режь и беги» или «Дайте им умереть медленно». Да и из других фильмов, известных или не очень, всего умыкнуто немало, хотя «Хостелу», конечно, повезло больше прочих. Но, с другой стороны, в фильме Рота при всем желании невозможно было участие специального оператора-постановщика подводных съемок, а у Стокуэлла его имя вынесено аж во вступительные титры. И неспроста: ближе к финалу кино несколько неожиданно выходит за рамки традиционного ужастика в стиле «туристы в беде» (каноны которого были заданы еще «Техасской резней», а в последнее время по-разному продолжены австралийской «Волчьей ямой», британским «Спуском», да и тем же «Хостелом») и сворачивает в область, которую режиссер Стокуэлл знает куда лучше. Два наиболее нашумевших его фильма последнего времени -- «Голубая волна» и «Добро пожаловать в рай» -- были самым непосредственным образом связаны с водной стихией. Поэтому финальное столкновение немногих «туристас», что чудом выжили, со своими мучителями происходит в тех самых подводных пещерах, на которые грядущих доноров водил любоваться обманчиво дружелюбный местный житель. И по накалу страстей подводные битвы не только не уступают аналогичным сценам из «Бездны» Питера Йейтса, но порой заставляют вспомнить схватку в подводном салуне из бессмертной комедии братьев Цукеров «Совершенно секретно».
Особенного энтузиазма в прокате «Туристас» не вызвали. Если пресловутый «Хостел» при мизерном бюджете в свою пору оседлал первое место американского бокс-офиса и собрал в итоге весьма приличные деньги, то творение Стокуэлла в первую неделю обосновалось всего лишь на восьмой позиции топ-десятки. Да и в Интернете фильм встретили довольно кисло: ужасов, мол, маловато, крови тоже. Хотя, если положить руку на все еще не извлеченное из туловища сердце, на самом деле все обстоит куда как прилично. И пальцы от удара мачете разлетаются в разные стороны вполне качественно, и одна из героинь весьма убедительно ломает шею при падении со скалы, да и собственно изъятие органов подано так, что не хочешь, а крякнешь. А вот удовлетворенно или с возмущением -- тут уж каждый решает сам.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ