|
|
N°214, 21 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Какую Россию мы строим?
Краткий путеводитель по Гражданскому форуму
В рамках Гражданского форума предполагается провести около 70 «круглых столов», объединенных в 21 тематическую дискуссию. Обсуждаться будет широчайший спектр проблем, о диапазоне которого позволяет судить наличие таких тем, как «Музыкальная культура как часть культуры России» и «Борьба против пыток, жестокого и унижающего обращения, фальсификации уголовных дел; повышение авторитета в глазах граждан как стратегической задачи правоохранительной системы страны».
Наиболее важными представляются те дискуссии и «круглые столы», которые затрагивают, можно сказать, идеологическую основу государства. Какую Россию мы строим: безраздельного господства чиновничьей вольницы в сцепке с финансовыми ресурсами банков и репрессивным аппаратом силовых структур; или действительно надежное, крепкое государство, основанное на опережающем развитии структур гражданского общества.
Своеобразный мостик над пропастью между властью и обществом около двух лет назад перебросил Владимир Путин: сначала убедительной победой на президентских выборах, а затем обретением такого уровня поддержки своей деятельности, какой не мог бы похвастаться, пожалуй, ни один из руководителей страны со стародавних советских времен (около 70--75% по данным ВЦИОМ и ФОМ). Вслед за доверием к президенту стал расти авторитет и других органов государственной власти. На уровне 45--50% колеблется доверие к правительству Михаила Касьянова.
Но ни одна госструктура не способна конкурировать с правоохранительными органами. О доверии к ним населения вообще вряд ли возможно говорить. А уровень недовольства их работой максимален и уже близок к пределу. Государственные органы, призванные охранять права граждан (правоохранительные же), признаются подавляющим большинством населения в качестве главного правонарушителя. При этом, надо заметить, речь идет не о Чечне, а о ситуации, обычной для всей России. (Поэтому не случайно дискуссии, посвященные обеспечению прав человека правоохранительными структурами и проблемам чеченского урегулирования, сильно пересекаются на уровне формулировок тем.) Различные аспекты этой же проблемы будут рассматриваться и на других дискуссионных площадках: гражданский контроль над закрытыми государственными структурами, борьба с национал-шовинизмом и ксенофобией, введение альтернативной гражданской службы в армии, права беженцев и вынужденных переселенцев и, конечно же, «Новые кадры для общества и государства».
Без обновления кадрового состава власти невозможно говорить о движении страны вперед, как это отчасти можно наблюдать на примере туго идущих реформ судебной системы, МВД, армии и полного отсутствия даже разговоров о необходимости изменений в прокуратуре. Что действительно подверглось масштабному реформированию в Генпрокуратуре, так это деятельность PR-службы. И в октябре ВЦИОМ впервые за всю историю опросов решил определять уровень одобрения (и неодобрения) населением деятельности генпрокурора Владимира Устинова, сделав его третьим персональным лицом (после президента и премьера) своего рейтинга. Но лишь 27% опрошенных тем же ВЦИОМом верят, что за бурной активностью Генпрокуратуры стоит реальное желание обуздать коррупцию в высших эшелонах власти; 23% видят за нею лишь желание продемонстрировать активность; а еще 30% напрямую связывают ее с аппаратными интригами.
Большинство других поднимаемых общественными организациями проблем относятся к социальной сфере. Предполагается обсудить такие вопросы социальной роли государства в целом, как поддержка малоимущих слоев населения, совместные проекты государственных и гражданских структур, оценка эффективности социальной политики. Пройдут дискуссии по проблемам детства, реформе образования, молодежной политике. Участниками Форума будут рассмотрены проблемы экологии, развития культуры, в том числе и национальной. Представители общественных организаций поговорят с руководителями государственных структур о положении женщин, о различных аспектах миграционных проблем, о положении этнических меньшинств и внедрении в общественное сознание толерантности. Примерно те же самые вопросы, но в более конкретном преломлении -- через города, предполагается рассмотреть в дискуссии, касающейся развития местного самоуправления (от экономики жилищно-коммунальной реформы до формирования социальной атмосферы). Такое пристальное внимание к социальной тематике связано, видимо, с тем, что именно в этой области действует большинство общественных организаций, представленных на Форуме.
Если не учитывать экономические аспекты практически всех выше названных дискуссий, то к собственно экономической проблематике может быть отнесена только тема «Общественный договор между обществом, бизнесом и властью», да и та имеет значительную социальную составляющую: защита прав потребителей, ограничение монополизма и общественный контроль над бизнесом. Очень скромно заявлена, казалось бы, далекая по своей узкоспецифичности от остальных проблем, но крайне важная для всех без исключения гражданских структур тема налогообложения некоммерческих организаций. Кроме желания общественных организаций поделиться с государством идеями по решению различных социальных проблем, это, пожалуй, единственное, чего общественные структуры ждут от государства взамен.
Кроме взаимодействия с государственными структурами в решении вышеперечисленных проблем активисты гражданского общества намерены обсудить с представителями государства такие политические вопросы, как становление демократических институтов власти, гражданский контроль над избирательным процессом и государственными структурами, информационная открытость государства. Отдельной темой будет рассмотрена военная реформа. Международная тематика будет доминировать за «круглым столом» о новой внешней политике России в связи с формированием международной антитеррористической коалиции.
Гражданский форум -- только в виде идеи -- уже помог структурированию гражданского общества, объединению отдельных, но занимающихся близкими по своей тематике проблемами организаций в своеобразные пулы по интересам и для общения с властью. Это не предполагает создания некой единой структуры. Реальный шанс превратиться в постоянно действующие центры анализа ситуации в стране, продуцирования различных вариантов решений, органы общественной экспертизы действий всех структур власти есть у переговорных площадок проблемных дискуссий и «круглых столов».
В идеале сформированные по итогам Форума структуры взаимодействия между общественными организациями и властными структурами могли бы сами стать новыми центрами принятия решений в стране.
Наиболее мощные современные гражданские союзы отчасти уже сейчас играют такую роль. Например, Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия Валерия Абрамкина в вышеназванном контексте можно рассматривать как прообраз общественного Минюста (материал о деятельности центра см. на стр. III. Однако огромные трудности, с которыми сталкивается в своей работе даже имеющий немалый авторитет в структурах власти Абрамкин, убеждают, что значительно большего эффекта можно ожидать от соединенных усилий многих общественных организаций -- больших и малых, федеральных и региональных. Способствовать появлению центров консолидации таких усилий как раз и должен Гражданский форум и потенциально способные возникнуть на его основе постоянно действующие рабочие группы.
Андрей Егоров