С приближением всенародно любимого праздника Нового года судьи задумались о подарках. И не просто задумались, а решили действовать -- внести изменения в действующее законодательство, чтобы уточнить, как,
сколько и при каких обстоятельствах могут получать в качестве даров чиновники и судьи. Какие подарки можно оставлять себе, а какие придется отдать в собственность государства. Наконец, какие из подарков обязательны для декларирования, а какие освобождаются от налоговых платежей. Соответствующий законопроект обсуждался вчера на президиуме Высшего арбитражного суда (ВАС), которому, собственно, и
принадлежит идея обратиться с законодательной инициативой в Госдуму. Однако, все тщательно обсудив, решили пока с этим не торопиться, слишком уж щепетильный вопрос подарки -- и с ними тяжело, и без них никак невозможно.
Идея урегулировать вопрос с подарками для чиновников витает в воздухе давно. Оказалось, что у нас действует целый ряд законов, регламентирующих этот деликатный вопрос, но все они друг от друга отличаются -- в зависимости от ранга служащего. Так, Гражданский кодекс (ГК) устанавливает запрет дарения государственным и муниципальным служащим, если это дарение обусловлено их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей. Но при этом допускается небольшое исключение в виде подарков, не превышающих по стоимости пяти МРОТ. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», в свою очередь, допускает получение подарков служащими исключительно в рамках официальных мероприятий -- стоимость таких подарков также не должна превышать пяти МРОТ. А федеральный закон «Об основах муниципальной службы» никаких исключений из общего правила запрета вообще не допускает.
Таким образом, как отметили авторы законопроекта,
у разных категорий служащих совершенно разные права на получение подарков: военные и сотрудники правоохранительных органов подпадают под действие Гражданского кодекса и могут получать
подарки стоимостью не выше пяти МРОТ, гражданские госслужащие имеют право на таковые только на официальных мероприятиях, а муниципальные служащие вообще не вправе что-либо принимать из чужих рук. Кроме того, ни один из действующих законов ни словом не обмолвился о судьях.
Существующий правовой пробел решено было восполнить, а дополнительным стимулом для этого стала грядущая ратификация Россией конвенций ООН и Совета Европы об ответственности за коррупцию. О необходимости ратификации недавно говорили и президент России Владимир Путин, и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Кстати, именно сегодня отмечается Международный день борьбы с коррупцией, а 1 февраля будущего года Россия должна присоединиться к Группе государств против коррупции (GRECO), став ее 44-м членом. Эти конвенции в числе прочего содержат также и нормы о подарках для чиновников.
Поскольку вопрос дарения так и не был урегулирован с судьями, то и создание законопроекта поручили именно им. Точнее, Высшему арбитражному суду, который заодно должен был привести к общему знаменателю все остальные законы о госслужащих и после согласования с Главным правовым управлением президентской администрации передать на рассмотрение в Госдуму.
Изменения, разработанные ВАС, можно считать революционными. Так, согласно проекту все чиновники и судьи смогут получать подарки в рамках официальных мероприятий, причем стоимостью уже не до пяти, а до 40 МРОТ, а все, что ценится выше, надлежит передать в собственность государства. Эти подарки, кроме того, освобождаются от налогов.
Что касается подарков, которые служащие и судьи получают вне выполнения своих должностных обязанностей, то здесь также предполагается значительно расширить их возможности. Если сейчас не облагаются налогами только те подарки (кроме презентов, полученных от родственников и членов семей служащих), общая стоимость которых не превышает 4 тыс. руб. в год, то по новому закону эта сумма вырастет до 100 тысяч.
В связи с этим вчера на заседании президиума ВАС разгорелся спор о том, что следует считать служебными отношениями, а что нет, от кого следует принимать подарки, а от кого нет, и какова должна быть предельная стоимость таких подарков.
«Если мы дарим нашему коллеге на юбилей подарок, то это ведь уже не служебные, это обычные человеческие отношения, -- резонно заметил заместитель председателя ВАС Василий Витрянский. -- А если подарки дарят родственники, друзья, однокашники, их тоже надо декларировать? А на международных конференциях, скажем в США, нашим судьям придется шарахаться от подарков, потому что потом их придется отдать в собственность государства? И почему именно такие пределы установлены, почему 40 МРОТ и 100 тыс. руб.?». По мнению г-на Витрянского, создание такого законопроекта не прерогатива судей, а обязанность администрации президента или Минэкономразвития. «Таким образом, мы сами, своими руками ущемляем статус судей. Не включил сведения о подарке от друга, просто забыл -- нарушил закон, забыл сдать в госсобственность подарок больше 40 МРОТ -- получил повод для жалоб и представлений в квалификационную коллегию судей», -- заметил зампред ВАС и добавил, что «отличить взятку и коррупцию от подарка способен любой судья».
Ему возразила судья ВАС Татьяна Нешатаева: «Если мы не сделаем это сами, сделают за нас, как недавно поступили с зарубежными поездками. Просто надо поставить очень крупную сумму, а все остальное должно подлежать декларации». Тут уже засомневался даже один из разработчиков этой новации, начальник управления законодательства ВАС Дмитрий Дедов. «Может быть, надо изменить немного подход, а то ведь не всегда вспомнишь, кто и что на день рождения дарил», -- сказал он, чем немало повеселил собравшихся.
Итог этой дискуссии подвел председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов: «Логика в том, чтобы внести этот законопроект, есть, но, возможно, следует над ним еще поработать. Сам принцип (правового регулирования подарков для чиновников. --
Ред.) не представляет собой ничего уникального. В США, например, судьи декларируют любой подарок стоимостью свыше 100 долл. Основная идея -- установить нормальные, разумные лимиты, в пределах которых делают подарки. А все, что аномально, исключить, потому что в каждой аномалии может таиться злоупотребление -- и друзья могут оказаться адвокатами по каким-то конкретным делам».
В результате председатель ВАС предложил своим коллегам «подумать еще», а потом собраться снова и снова все обсудить.