|
|
N°227, 08 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парадный разъезд
Пострадавшие дольщики митингуют друг против друга
Акции обманутых соинвесторов, вот уже год регулярно выходящих с плакатами на улицы российских городов, перешли в принципиально новую стадию. Если раньше участники долевого строительства жилья, так и не дождавшиеся своих квартир, проводили митинги против мошенничества строительных компаний и просили защиты у власти, теперь они уже на улицах и с плакатами выясняют отношения между собой.
Апофеозом борьбы за право считаться самой пострадавшей частью сообщества соинвесторов и, как следствие, требовать повышенного внимания к своим инициативам стала вчерашняя акция у стен Общественной палаты, вызвавшейся помочь дольщикам в решении их проблем. Несколько десятков человек, разбившись на две группы, стояли друг против друга с плакатами прямо противоположного содержания и словно соревновались в громкости выкрикивания лозунгов. Судя по этим лозунгам и плакатам, одни дольщики поддерживали законопроект, предложенный рабочей группой Общественной палаты под руководством адвоката Анатолия Кучерены, а другие были этой инициативой явно недовольны.
Напомним, что Общественная палата оказалась втянутой в конфликт после того как одна из инициативных групп дольщиков перешла к крайней форме протеста и объявила массовую голодовку в одном из недостроенных зданий на Садовом кольце в Москве. Приехавший к месту акции г-н Кучерена уговорил соинвесторов прекратить голодовку в обмен на обещание разработать конкретную схему возвращения им денег и имущества. Такую схему специально созданная рабочая группа предложила меньше чем через два месяца.
Проект закона «О реструктуризации строительных организаций» предусматривал, по словам его разработчиков, привлечение финансового государственного агента, с помощью которого должно произойти оздоровление и повышение платежеспособности строительных организаций, не выполняющих договорные обязательства. Под финагентом разработчики подразумевают уполномоченный и непременно государственный банк, который либо даст кредит, либо будет участвовать в завершении строительства своими деньгами. Если же кредитами исправить ситуацию будет невозможно, строителям предложат добровольно передать полномочия по объекту агентству по реструктуризации и банку, дабы те приняли решение о дальнейших действиях. Тогда недострой будет реализован на конкурсной основе, и вырученные деньги соинвесторам возвратят наличными либо на эти деньги для них будет приобретена жилплощадь.
Однако буквально через несколько дней после того как г-н Кучерена представил проект своего документа на суд общественности, еще одна организация дольщиков -- Ассоциация помощи пострадавшим соинвесторам -- объявила о регистрации общероссийского общественного движения «Комитет помощи пострадавшим дольщикам: Жилье. Земля. Люди». Главной задачей движения, по словам его лидера Антона Белякова, является принятие закона, в котором прописывается иной механизм решения проблемы. Законопроект этот, как утверждает г-н Беляков, предусматривает создание государственной управляющей компании, которой будут предоставляться компенсационные земельные участки, чтобы с их помощью стимулировать инвесторов завершить возведение недостроенных домов.
Как объясняют представители ассоциации, а теперь и Движения пострадавших дольщиков, они опасаются серьезных потерь в процессе реструктуризации -- точно так же, как недосчитались части своих денег вкладчики российских банков, обанкротившихся после августовского кризиса 1998 года. Соинвесторы считают, что «финагенты» могут расплатиться с ними обесценившимися деньгами, а дольщики настаивают на компенсациях «в натуральном выражении» и согласны только на квадратные метры, но не на рубли.
Между двумя законопроектами, каждый из которых противная сторона считает «альтернативным», разгорелась нешуточная борьба. Несмотря на то что г-н Кучерена всячески призывает оппонентов к сотрудничеству, последователи г-на Белякова считают, что «деятельность рабочей группы при Общественной палате является не более чем популизмом и не решает реальных проблем дольщиков, а законопроект, разработанный без участия дольщиков, не просто не учитывает их интересы, но и способен усугубить ситуацию».
Несмотря на такое эмоциональное противостояние, обе стороны фактически ратуют за создание новой госструктуры, под контролем которой со временем могут оказаться тысячи квадратных метров жилья, находящегося в разной степени готовности. По оценкам Минрегионразвития, специалисты которого с лета занимаются оценкой масштаба кризиса, в России сейчас насчитывается свыше 300 недостроенных объектов недвижимости. И далеко не окончательные цифры.
Ирина БЕЛАШЕВА