|
|
N°227, 08 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шире откройте порт
Анкара уступила Евросоюзу
Турция, мечтающая о членстве в ЕС, сделала шаг навстречу требованиям Евросоюза. Это произошло вчера -- ровно за неделю до завершения срока ультиматума, выдвинутого Еврокомиссией (ЕК). Анкара дала понять, что согласна открыть по крайней мере один морской и один воздушный порт для судов и самолетов Республики Кипр. Кроме того, Турция высказалась за всеобъемлющее решение в 2007 году кипрской проблемы.
В начале ноября ЕК потребовала, чтобы Турция открыла свои морские и воздушные порты для судов Республики Кипр (которую Анкара не признает). Турецкое правительство должно было принять решение до саммита ЕС, намеченного на 14--15 декабря. В случае неподчинения ЕК рекомендовала саммиту частично заморозить переговоры о приеме Турции в ЕС.
В Анкаре полагают, что в 2004 году в ЕС фактически была принята лишь греческая южная часть Кипра. Северная часть острова, на которой находится Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), признаваемая только Анкарой, не только не стала членом ЕС, но подвергается с его стороны блокаде. Еще в начале переговоров с ЕС в октябре 2005 года турецкое правительство заявило о согласии открыть морские и воздушные гавани для Республики Кипр лишь в обмен на аналогичные шаги Никосии в отношении ТРСК. Евросоюз главным образом из-за жесткой позиции Кипра, Греции и Франции отказался пойти на такой размен, что и засвидетельствовал ноябрьский ультиматум ЕК.
Вчера пресс-секретарь представительства Финляндии в ЕС (Хельсинки председательствует в этой организации до конца года) Микко Норрос заявил: «Я могу подтвердить, что они (турки. -- Ред.) направили сообщение в МИД, в котором заявили, что открывают один порт и один аэропорт для морских и воздушных судов Республики Кипр». Глава МИД Финляндии Эркки Туомиойя назвал турецкую инициативу «позитивным шагом», но дал понять, что она позитивно повлияет на переговоры ЕС с Турцией лишь в том случае, если не будет «обставлена условиями». Подобная сдержанность связана с тем, что Турция вроде бы согласилась без каких-либо условий сроком на один год открыть только морской порт для кипрских судов. А вот открытие турецкого аэропорта для кипрских рейсов увязано со снятием международной изоляции с аэропорта Эрджан вблизи Никосии и порта города Фамагуста (оба объекта расположены на территории ТРСК).
Эта двусмысленность породила растерянность в ЕС. Г-н Туомиойя, вроде бы позитивно оценивший предложение Турции, позднее заявил -- это «пока не то», что нужно для преодоления тупика на переговорах Брюсселя с Анкарой. В Республике Кипр инициатива Турции вообще не встретила понимания. Официальный представитель кипрского правительства Христодулос Пашардис отверг возможность открытия аэропорта Эрджан для международных рейсов. «Этого никогда не произойдет», потому что «подобный шаг будет означать косвенное признание псевдогосударства», подчеркнул он. В настоящее время власти Кипра разрешают аэропорту Эрджан принимать и отправлять исключительно рейсы в Турцию и обратно. Глава МИД Кипра Йоргос Лилликас даже назвал турецкое предложение «насмешкой» над ЕС и «заранее спланированным шагом» по созданию благоприятного впечатления.
Руководитель группы Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Алла Язькова заметила «Времени новостей», что готовность Турции пойти на уступки ЕС объясняется большой заинтересованностью во вступлении в Евросоюз. «Став членом и НАТО, и ЕС, Турция превратилась бы в ключевую страну в Восточном Средиземноморье и в Большом Причерноморье, учитывая ее возрастающее влияние в некоторых регионах на постсоветском пространстве, в первую очередь в Азербайджане», -- подчеркнула эксперт. В вопросе кипрского урегулирования Турция, по мнению собеседника «ВН», ведет двойную игру. «Турецкое руководство никогда не заявит, что оно против объединения Кипра. Но одновременно Турция активно осваивает Северный Кипр экономически. Когда на Кипре в 1974 году началась война, многие этнические турки уехали на юг острова. Северный Кипр постепенно стали заселять выходцы из турецкой Анатолии, с которыми в ТРСК пришел турецкий бизнес и инвестиции. В этом отношении неурегулированность кипрской проблемы на руку Турции, так как дает ей время на экономическое освоение северной части острова. Но она же идет во вред Анкаре с точки зрения ее приема в ЕС», -- полагает Алла Язькова.
Петр ИСКЕНДЕРОВ