|
|
N°227, 08 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Помощь мирному времени
ООН верстает свой бюджет для Северного Кавказа
ООН представила вчера в Москве план своей работы на Северном Кавказе в 2007 году. И.о. координатора по гуманитарным вопросам в РФ Карел де Рой сообщил, что организация планирует привлечь для реализации этого плана 79,6 млн долл. Это больше, чем реальные затраты в 2006 году. В текущем году ООН привлекла в свои северокавказские программы около 56 млн долларов.
Следующий год будет примечателен еще и тем, что организация переориентирует основную часть своих программ с непосредственной гуманитарной помощи, характерной скорее для военного времени, на помощь в развитии. Высшая международная инстанция признала, таким образом, успехи России в умиротворении этого взрывоопасного региона. «Очевидно, что на Северном Кавказе стало больше политической стабильности, -- сказал «Времени новостей» г-н де Рой. -- Хотя и нельзя сказать, что регион полностью стабилен, ясно, что есть потребность в переходе от гуманитарной помощи к борьбе с безработицей и поддержке экономического роста».
В программах ООН на Северном Кавказе участвуют девять учреждений самой ООН и 12 неправительственных организаций. По словам Карела де Роя, помощью ООН охвачены 2 млн человек в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, причем около половины средств направляется в Чечню. Представители ООН подчеркивают, что не располагают собственными бюджетами: средства на реализацию программ выделяют организации-доноры, к которым ежегодно обращается ООН с призывом. Прошлогодний призыв был профинансирован на 66% -- с точки зрения сотрудников управления по координации гуманитарных вопросов это большая удача. 79,6 млн долл., запланированные на будущий год, -- тоже пока проект, зависящий от доброй воли доноров.
Программы ООН на Кавказе разнообразны и составляют, по словам г-на де Роя, значительную часть всей гуманитарной работы организации в России: «В остальных регионах программы ООН касаются главным образом укрепления потенциала и обмена опытом, они трудоемкие, но не так дороги». На Кавказе же ООН покупает учебники для школ, медицинское оборудование, технику для сельского хозяйства и даже еду -- продовольственными программами охвачены в основном так называемые внутриперемещенные лица. Кроме того, Объединенные Нации заботятся о восстановлении социальной структуры -- например, помогают организовать юридическую защиту граждан или курсы повышения квалификации для врачей и учителей. При этом представители ООН подчеркивают, что их программы ни в коем случае не подменяют, а лишь дополняют усилия федерального правительства и региональных властей.
Отдельной похвалы удостоилась Чечня, которая в течение последнего года показала, что в состоянии сама восстанавливать разрушенные города и села. Г-н де Рой отметил, что в городской Чечне несколько снизился уровень бедности -- по его мнению, это реакция на инвестиции в гражданское строительство и создание рабочих мест. Чтобы развить успех, ООН готовится открыть в Грозном свой офис.
Представителям Чечни тоже было что сказать и.о. координатора по гуманитарным вопросам. В опустевшем холле после заседания они спросили у него, нельзя ли устроить так, чтобы вопросы финансирования решали между собой непосредственно представители ООН и представители чеченского правительства в обход длинных согласований в МИД РФ. И.о. координатора еще раз рассказал, что доступное ему финансирование зависит от доноров и может быть только дополнением к программам, которые осуществляют сама республика и федеральный центр. Тогда чеченцы гневно вспомнили об отсутствии водоснабжения в Грозном. Представитель ООН отвечал, что вкладывать в развитие инфраструктуры его организация не может, да и объем доступных средств, даже если доноры ответят на призыв в полном объеме, просто недостаточен для таких инвестиций.
С точки зрения г-на де Роя, власти Чечни могли бы сами сконцентрироваться на восстановлении водопровода, электричества и газификации Грозного -- «тогда люди вернулись бы к своей работе и в свои дома». Напоследок представители грозненских властей напомнили о 15 годах войны, шедшей на их земле, и о Беслане, случившемся, по их словам, в каждом чеченском селе. В связи с Бесланом они предложили ооновцам весьма экзотическую программу -- миротворческого образования для представителей малого и среднего бизнеса: «Мы до сих пор не можем подписать договор о межреспубликанском сотрудничестве с Северной Осетией, -- эмоционально пожаловался один из представителей Чечни. -- Это происходит из-за Беслана, хотя чеченцы не имеют к нему никакого отношения и до сих пор скорбят о погибших». «Я знаю», -- ответил координатор. «Мы понимаем, что все вопросы сразу решить нельзя, -- продолжал грозненский чиновник. -- Сейчас мы вернемся домой и подготовим свои конкретные предложения. Их ведь еще можно будет внести в план?» «Скорее всего да, ведь эта конструкция не является железобетонной», -- вежливо ответил представитель ООН. «Чеченская Республика превращена в пыль, -- продолжал его собеседник. -- И если некоторые, кого мы считаем своими, не обращают на это внимания, мы надеемся, что обратит хотя бы международное сообщество в вашем лице». Координатору оставалось только вежливо согласиться.
Иван СУХОВ