|
|
N°227, 08 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смола и грязь
Калининградская область определила главные козыри своей особой туристической зоны
В Калининградской области, несмотря на то, что уже давно наступила зима и туристический сезон окончен, вовсю гадают, как привлечь в область максимально возможное количество отдыхающих. Впрочем, как должен вести себя регион, который в минувшую среду, 6 декабря, получил вожделенный статус особой туристско-рекреационной зоны? Теперь в области думают, что же с этим статусом делать и как именно привлекать туристов -- одного Балтийского моря и его песчаных пляжей явно недостаточно.
В разработанной региональным правительством программе по превращению региона в туристический центр указываются и другие «точки роста». Документ представлял министр промышленности и туризма Николай Власенко (известный в регионе предприниматель, сделавший многомиллионное состояние на оптово-розничной торговле продуктами). Примерно полгода назад он уже рассказывал коллегам по кабинету министров о своих идеях по привлечению туристов в область. Тогда все сошлись во мнении, что сделать это очень трудно -- Балтийское море холодное, солнечных дней мало, индустрия отдыха в зачаточном состоянии, очень многих туристов переманивают к себе Литва и Польша.
Съездить в польские Миколайки, например, для калининградцев и гостей региона стало настолько привычным занятием, что это даже не воспринимается как событие -- ну да, купались в большом аквапарке, отплясывали на заграничных дискотеках, что особенного? Оказалось, особенное в том, что именно туда большинство туристов, минуя Калининградскую область, и уезжают. Индустрия отдыха там уже давно поставлена на поток, и если на улице плохая погода, то вокруг туриста местные массовики-затейники готовы хороводы водить, лишь бы развеселить и заставить потратить деньги. На российском же западе в дождливую погоду и море не в радость -- всерьез начинает одолевать сплин.
Понимая, что надо спасать положение, министр Власенко заявил, что за туристов готов повоевать с соседями. Изрядно попутешествовав по миру, он не питает иллюзий насчет привлекательности калининградского отдыха -- да, изюминки есть, но маловато, не для массового турпотока. «Задача состоит в том, чтобы туристы были у нас как можно дольше и тратили как можно больше! Надо сделать так, чтобы им было где развлечься и отдохнуть. Например, построить классный аквапарк, как в Миколайках», -- заявил г-н Власенко. Поляки, конечно, такому повороту дел вряд ли обрадуются.
Однако приезжать в Калининградскую область лишь для того, что побарахтаться в большом бассейне, -- вряд ли такая задумка будет иметь широкий успех. В регионе, который когда-то входил в состав германской Восточной Пруссии, и в городе, прежде называвшемся Кенигсбергом, должны быть и какие-то иные фишки. О чем министру тут же напомнили оппоненты. Председатель комитета областной Думы по развитию инфраструктуры, промышленности и туризму Юрий Находкин назвал представленную программу грамотной. «Все это здорово. Но нет самого главного -- того, чем мы, собственно, будем привлекать туристов. Чего-то особенного, чего нет больше нигде», -- задал он вопрос, давно мучивший всех собравшихся.
Однако г-н Власенко как будто этого вопроса и ждал. «Янтарь! Вот что у нас есть!» -- заявил он. По залу пронесся иронический шепоток -- ну да, мол, очень оригинально и свежо. В Калининградской области, имеющей около 90% мировых запасов солнечного камня, янтарное практически все -- так называют телевидение, спортивные турниры, журналистские соревнования, газеты, хлеб, магазины...
Но министра Власенко это не смутило. «Вот что люди везут из Египта? Маленькие пирамидки! -- убеждал он с видом бывалого путешественника. -- Так и у нас -- пусть всякие поделки из янтаря народ покупает. А кроме того, у нас есть еще и голубая глина! Тоже стоящая вещь!» Идея с голубой глиной поставила членов правительства в тупик. И если насчет янтаря у кого-то и были сомнения, то после идеи с глиной исчезли. Затвердевшая смола и лечебная грязь -- вот что сделает Калининградскую область туристической меккой, какие уж тут споры. И о том, что в регионе десятки древних орденских замков разрушаются без присмотра, превращаясь в руины, никто не вспомнил. Может, когда-нибудь и замковая пыль будет причислена наряду с янтарем и глиной к разряду туристических фишек. Так что в итоге программу развития туризма одобрили.
Возможно, реализовать ее удастся за счет национального парка «Куршская коса», который, собственно, и получил статус особой туристско-рекреационной зоны. Эта узкая полоска суши тянется от калининградского курорта Зеленоградск до Литвы. На инфраструктурное развитие «Куршской косы» отведено на следующий год 1,3 млрд руб. Деньги весьма своевременные, если учесть, что половина населения косы (а там три поселка -- Рыбачий, Морское и Лесное) получает электроэнергию из Литвы, с питьевой водой проблемы, а газ привозной. Как в таких условиях привлекать туристов? Теперь это уже не просто вопрос, а руководство к действию.
Только после решения всех базисных проблем можно строить грандиозные туристические планы. В частности, насчет прокладки новой автотрассы, велодорожки (с включением в единую европейскую сеть), строительства гостиниц, SPA-центров и даже океанариума. За основу в развитии «Куршской косы» планируется взять опыт Ниды. Этот маленький, буквально вылизанный городок, расположенный на литовской части косы, ежегодно принимает до 700 тысяч туристов. Вся Калининградская область -- вдвое меньше.
Вадим СМИРНОВ, Калининград