|
|
N°226, 07 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торг на фондовом рынке
В России никак не могут узаконить центральный депозитарий
Минфин, МЭРТ, Банк России и Федеральная служба по финансовом рынкам пока не могут договориться о том, каким должен быть центральный депозитарий. Впрочем, в ФСФР рассчитывают снять разногласия на специальном совещании ведомств 13 декабря. Если это удастся, то уже в будущем году в России появится наконец институт центральных депозитариев, что значительно улучшит инфраструктуру фондового рынка. Об этом рассказал вчера глава ФСФР Олег Вьюгин на встрече с журналистами.
Необходимость принять закон о центральном депозитарии участники рынка признают уже много лет. Предполагается, что все биржевые сделки будут проходить через один расчетный депозитарий. Это должно ускорить их проведение и повысить прозрачность операций. Как заявил вчера г-н Вьюгин, центральный депозитарий востребован и со стороны иностранных инвесторов, которые хотят иметь дело с предсказуемым и регулируемым рынком.
В августе служба направила свой законопроект на согласование в министерства и ЦБ и теперь, по словам г-на Вьюгина, наконец получила ряд замечаний, причем большинство из них носит принципиальный характер. Принять их -- значит отказаться от самой идеи создания центрального депозитария, считает ФСФР. В частности, оппоненты Вьюгина полагают, что концентрация ликвидности по ценным бумагам в одной или двух организациях может повысить риски института центрального депозитария. Они также считают, что появится монополист, который будет диктовать условия всем участникам рынка. Впрочем, г-н Вьюгин указывает, что законопроект не исключает создания нескольких центральных депозитариев, главное, чтобы они соответствовали особым требованиям ФСФР. А для того чтобы депозитарии не злоупотребляли особым положением на рынке, служба намерена создать совместно с ФАС специальную комиссию по конкуренции, которая будет регулировать тарифы и рассматривать жалобы. Кроме того, говорит он, отвергая опасность возникновения рисков, за последние годы в нынешних крупнейших расчетных депозитариях, которые, как известно, намерены получить статус центрального, не было ни одного случая потери данных или передачи их сторонним организациям.
В результате из десяти замечаний, предложенных Минэкономразвития, ФСФР не учла девять. С десятью замечаниями ЦБ и Минфина служба также не согласилась.
Как известно, на право стать центральным депозитарием претендуют два крупнейших участника рынка -- НДЦ (расчетный депозитарий группы ММВБ) и ДКК (расчетный депозитарий группы РТС). Обе компании не желают объединяться, объясняя это не только разной структурой акционеров, но и тем, что у них различные технологические базы. По мнению г-на Вьюгина, не исключено, что в итоге оба депозитария объединятся, после того как доработают свои системы в соответствии с требованиями ФСФР. Впрочем, это произойдет не ранее чем через год.
Если ФСФР убедит другие ведомства принять ее концепцию создания центрального депозитария, то законопроект попадет в правительство весной. Значит, осенью он может быть одобрен Госдумой. Олег Вьюгин призвал профильные министерства и участников рынка: «Прошу участников ответственно отнестись к этому проекту. Этот закон нужен рынку, а не ФСФР».
ФСФР намерена существенно ограничить организатору IPO возможности входить в книгу заявок, которую он сам и ведет. Соответствующий нормативный акт служба планирует разработать в феврале. «Я считаю, что андеррайтер не должен входить в книгу заявок», -- заявил г-н Вьюгин. По его словам, сейчас андеррайтер участвует в книге заявок, и таким образом цена размещения при IPO может устанавливаться им, а не рынком. Фактически это возможность ценовых манипуляций, поэтому необходимо ограничить участие организатора размещения в книге заявок. Кроме того, по словам г-на Вьюгина, планируется, что организатору IPO нельзя будет организовывать депозитарные программы по тем ценным бумагам, которые он размещает.
Наталья РОМАНОВА