Хазрет Совмен уйдет с поста президента Адыгеи, а его преемником станет ректор Майкопского государственного технического университета Асланчерий Тхакушинов. Президент России Владимир Путин внес вчера его кандидатуру на рассмотрение республиканского парламента. Спикер парламента Руслан Хаджибиеков, фамилия которого также значилась среди вероятных преемников г-на Совмена, уже предположил, что кандидатура, предложенная главой государства, будет единодушно поддержана депутатами.
Хазрет
Совмен стал президентом Адыгеи в 2002 году, с большим перевесом выиграв выборы у своего предшественника Аслана Джаримова. Красноярский золотопромышленник Совмен, представленный к тому же как кандидат от Кремля, воспринимался в небогатой Адыгее приблизительно так же, как Роман Абрамович на Чукотке. Г-н Совмен действительно занялся было благотворительной деятельностью. Однако несколько десятков подаренных им тракторов, километры газопровода и новая клиника не смогли уравновесить стремительного разрушения республиканской экономики.
По официальной статистике Южного федерального округа, дотационность бюджета Адыгеи с 2003 по 2005 год выросла на 10% и составила более 60%. На общекавказском фоне этот показатель можно считать неплохим. Но в большинстве предгорных регионов их более высокий уровень дотационной зависимости в этот период либо оставался без существенных изменений, либо даже слегка снижался. Абсолютная непрозрачность системы управления, созданной не столько самим г-ном Совменом, сколько чиновниками его администрации, выступала дополнительным раздражающим фактором для окружного и федерального начальства.
Около года назад экспертное и политическое сообщество юга России
начало обсуждать идею слияния депрессивной Адыгеи с более благополучным Краснодарским краем, который окружает республику со всех сторон. Этот проект вызвал, однако, бурю эмоций в Майкопе. Общественные организации адыгов, которые составляют в регионе этническое меньшинство, выразили готовность к самым крайним мерам протеста вплоть до повторения сценария атаки боевиков на кабардино-балкарскую столицу Нальчик в октябре 2005 года. Гарантом же сохранения статуса Адыгеи они почему-то сочли лично Хазрета Совмена, который к этому моменту, кажется, начисто утратил интерес к состоянию дел в республике. В апреле 2006 года он неожиданно попытался подать в отставку и так же неожиданно после встречи с Владимиром Путиным вернулся на свой пост.
Не исключено, что весной Кремль действительно испугался начала этнических волнений, в которые могли быть вовлечены этнические родственники адыгов -- кабардинцы в Кабардино-Балкарии и черкесы в Карачаево-Черкесии.
Идея слияния Адыгеи с краем была отвергнута, причем настолько решительно, что представители ЮФО в октябре этого года опровергли сам факт существования когда бы то ни было такого проекта укрупнения регионов на Северном Кавказе. Правда, сам г-н Совмен после встречи с Владимиром Путиным заявил, что объединения не будет до тех пор, пока он (Совмен) находится у власти.
Как ни странно, адыгейский президент попытался продлить этот срок: во время октябрьских консультаций, проведенных в Майкопе полпредом президента в ЮФО Дмитрием Козаком, фамилия Совмена была названа среди вероятных кандидатов. Однако сам полпред не скрывал своих предпочтений, которые и подтвердились во вчерашнем официальном письме Владимира Путина адыгейским депутатам.
Голосовать за Асланчерия Тхакушинова Госсовет Адыгеи собирается уже сегодня, хотя до истечения полномочий Совмена остается еще около месяца. Г-н Тхакушинов, который как раз с октября возглавляет адыгейскую «Единую Россию», будет первым в России президентом от парламентского большинства. К слову, по одной из версий Руслан Хаджибиеков от руководства партией был отстранен как раз за то, что это большинство получилось не таким выразительным, как хотелось. По другой версии, федеральное начальство единороссов было удивлено, увидев знамена своей партии на адыгских митингах против объединения с краем. Согласятся ли адыгские этнические движения с выбором Владимира Путина, станет ясно в течение месяца, оставшегося до истечения полномочий Хазрета Совмена. В любом случае практика показывает, что даже самых харизматичных кавказских лидеров пока удается менять без лишних эмоций.