Время новостей
     N°226, 07 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2006
Перезагрузка матрицы
КамАЗ намерен увеличить эффективность за счет реинжиниринга
Руководство КамАЗа решило, что предприятию необходимо техническое переоснащение и оптимизация структуры управления и инженерных работ (реинжиниринг), а средства для этого можно привлечь через IPO. Сейчас в компании идет предварительная разработка программы модернизации, рассчитанная на четыре года, которая до конца января будет представлена на рассмотрение совета директоров предприятия. Как рассказал вчера журналистам гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, осуществление этой программы необходимо для оптимизации производства и затрат. Ожидается, что в результате в шесть (!) раз вырастет производительность труда, в 2,5 раза сократятся энергозатраты на единицу продукции и во столько же -- избыточные площади предприятия. Предварительную программу реинжиниринга, по словам директора по информационной политике КамАЗа Владимира Самойлова, разработала немецкая компания Durr. Она рассчитана на освоение порядка 1,4 млрд евро. При этом, как пояснил г-н Самойлов, работы первого этапа -- аналитические и проектные -- будут оплачиваться из собственных средств компании, следующий этап -- внедрение разработок -- компания рассчитывает обеспечить кредитными средствами, и на последний этап -- собственно модернизация мощностей -- средства будут привлечены через размещение IPO. Скорее всего, акции КамАЗа будут размещены в Нью-Йорке в первой половине 2008 года. Но с объемом эмиссии, которая будет проведена для размещения акций на IPO, в компании пока еще не определились.

По словам г-на Когогина, впервые идея реинжиниринга мощностей КамАЗа обсуждалась два года назад. Но на тот момент предприятие находилось в сложной ситуации с кредиторами, которую помогли разрешить гарантии государства. На начало этого года предприятие осталось без внешнего долга (текущие долги предприятия были реструктурированы на 30 лет, что позволяет не списывать всю прибыль на погашение долгов), что, по словам г-на Когогина, позволило существенно улучшить финансовые показатели компании. «То, что правительство нас поддержало, -- говорит гендиректор, -- значительно облегчило работу предприятия». На КамАЗе ожидают, что его чистая прибыль по итогам этого года вырастет в пять раз по сравнению с прошлым годом и достигнет 1,5 млрд руб. Прибыль по EBITDА, по заверениям г-на Когогина, составит 8,5 млрд руб. Уже за 11 месяцев этого года продажи грузовых машин, произведенных предприятиями КамАЗа, выросли на 33,2%, до 39 267 машин, продажи двигателей -- на 31,5%, до 47 820 агрегатов.

Вместе с тем в компании сокрушаются, что не сумеют по итогам года сохранить долю рынка грузовых автомобилей -- она может быть примерно на 1,5% ниже, чем в прошлом году, когда КамАЗ занял 37% рынка грузовиков в России. Винят в этом снижении на предприятии всплеск импорта подержанных грузовиков, который был отмечен в конце лета, накануне введения запретительных ввозных пошлин на грузовики старше пяти лет. Впрочем, в будущем предприятие рассчитывает вернуть свою долю рынка.

Уже на следующий год план по производству может быть пересмотрен в сторону увеличения. Пока компания планирует произвести 46 тыс. новых машин и 3 тыс. модернизированных (фактически полностью технически переоснащенные старые машины, сохраняющие своих хозяев и документы после модернизации). Но г-н Когогин пообещал, что уже на одном из ближайших советов директоров предложит повысить план на будущий год с 49 до 52 тыс. машин. Ранее этот показатель рассматривался в планах только на 2010 год. А г-н Самойлов заявил, что гендиректор «скромничает» и на самом деле план будущего года может быть увеличен до 55 тыс. машин. А к 2010 году КамАЗ, по словам гендиректора, сможет увеличить выпуск машин до 80 тысяч.

Г-н Когогин отметил очень высокий спрос на продукцию предприятия в завершающемся году: «Теперь у нас нет проблем с тем, чтобы продать, скорее уж производство не поспевает». Он заявил, что на предприятии подумывают о том, чтобы ограничить дилеров максимальным пределом цен. Самым высоким спросом, по его словам, пользуются машины, применяемые в строительстве.

Анна ЛАНДЕР