Время новостей
     N°226, 07 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2006
Урезали запросы
Мосгордума ограничила себя в эпистолярном жанре
Похоже, московские парламентарии решили ограничить своих слишком любопытных коллег, часто пользующихся особым статусом депутатского запроса для получения оперативной и приватной информации о работе органов власти и бизнеса. Вчера по инициативе единороссов Мосгордума внесла поправки в городской закон «О порядке внесения и рассмотрения депутатского запроса». Эти поправки существенно ограничивают список адресатов, к которым могут обращаться с запросами городские депутаты, и тем самым снижают вероятность «коммерческого» использования именных бланков законодателей.

Как пояснил «Времени новостей» инициатор поправок, председатель комиссии по регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы Александр Крутов, некоторые депутаты злоупотребляли своим правом на депутатский запрос, который в отличие от простого обращения дает приоритет по срокам получения ответа. На запрос депутата согласно законодательству необходимо отреагировать в течение 15 дней, тогда как при простом письменном обращении с ответом можно потянуть месяц. «К этой форме получения информации депутаты обращались слишком часто, и это порой носило даже не характер запроса, который по определению является обращением о предоставлении информации или просьбой объясниться, а характер требования», -- утверждает г-н Крутов.

Принятые вчера большинством голосов поправки определили, что запросом депутаты Мосгордумы смогут воспользоваться, лишь когда все иные способы обращения исчерпаны и не позволяют получить запрашиваемую информацию. Оперативности своей, по словам г-на Крутова, запрос не потеряет, однако в некоторых случаях у адресатов появится возможность продлить работу над ответом, если требуется дополнительная проверка, сбор и анализ данных. Кроме того, установлен и перечень лиц, в адрес которых может быть направлен депутатский запрос. В частности, депутаты могут обращаться за информацией к мэру Москвы, руководителям всех уровней власти столицы и органов местного самоуправления, руководителям территориальных представительств федеральных органов власти. Из круга адресатов выпали федеральные органы госвласти, а также предприятия и организации. «Я не могу утверждать достоверно, что были случаи, когда депутаты использовали свой статус не в интересах простых избирателей, а для лоббирования интересов бизнеса, но некоторые тексты запросов прошлых лет позволяют делать и такие предположения», -- заявил г-н Крутов.

По его мнению, ограничение эпистолярного порыва законодателей только повысит статус депутатских запросов, поскольку адресаты будут понимать, что получают последнее мирное обращение. «Запрос -- это все-таки ультиматум, после которого отзываются послы и начинается война», -- пояснил он «Времени новостей».

Однако оставшиеся в меньшинстве противники этой инициативы из фракций «Яблоко -- Объединенные демократы» и КПРФ считают, что единороссы просто «упраздняют запрос, превращая его в фарс». «Запрос -- вещь жесткая, -- заявил «Времени новостей» депутат Сергей Митрохин. -- Это прямой инструмент давления, контроля за действиями исполнительных органов власти. А депутаты «Единой России» лишили москвичей права этим рычагом воспользоваться, в частности в отношении государственных унитарных предприятий-монополистов, таких, например, как «Мосводоканал».

В отличие от Александра Крутова, который утверждает, что за 13 лет работы не послал ни одного запроса, г-н Митрохин активно пользуется депутатским инструментарием и посылает, по его словам, по 10--15 запросов в неделю. И считает, что по этому эпистолярному «наследию» можно судить еще и о «работоспособности» парламентария. В общей сложности только в ноябре, по данным комиссии по регламенту, правилам и процедурам, городская Дума разослала 280 депутатских запросов. Единороссы, по мнению Сергея Митрохина, идут «на поводу у чиновников, у которых повышенный интерес к их деятельности вызывает негативную реакцию, и предпочитают решать вопросы с исполнительной властью кулуарно по телефону». «Результаты таких переговоров в отличие от итогов запроса не опубликуешь», -- пояснил он «Времени новостей».

Юлия ХОМЧЕНКО