|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
100 миллионов евро на Superjet-100
ЕБРР готовится предоставить кредит на российский проект гражданского самолета
На следующей неделе совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) рассмотрит вопрос о предоставлении компании «Гражданские самолеты Сухого» кредита в размере 100 млн евро для развития производства регионального пассажирского самолета Superjet-100. Проект уже получил одобрение кредитного комитета ЕБРР. «Финансирование будет использовано как для закупки оборудования и поддержки модернизации средств обслуживания производства, так и запуска последовательного производства и продажи самолетов», -- отмечается в сообщении банка.
Не только европейцы верят в перспективы Superjet-100. Проект имеет преференции и от российских властей: правительство, подписывая с США протокол о завершении переговоров по вступлению России в ВТО, решило защитить от западных конкурентов рентабельный проект. На фоне того, что пошлины на импортные широкофюзеляжные самолеты будут снижены с 20 до 7,5%, на региональные самолеты они останутся на прежнем уровне -- около 20%. С одной стороны, из этого можно сделать вывод: Россия фактически признала на международном уровне, что отечественная авиапромышленность недееспособна. С другой -- правительство делает ставку на производство отечественных региональных лайнеров, в частности на проект Superjet-100, представленный в четырех версиях: две модификации (75 и 95 мест) -- базовые, еще две (75 и 95 мест) -- с увеличенной дальностью.
У Superjet-100 имеются конкуренты -- Ан-148 и Ту-334. В отличие от Superjet это завершенные проекты, которые только осталось запустить в серию, но, например, производство «Ту» так и не начато по ряду причин, одна из которых -- отсутствие заказов от российских авиакомпаний, не говоря уже о том, что за рубежом эти самолеты не востребованы. Ту-334 разрабатывался еще в 1980-е годы. Ан-148 -- более свежий проект, запущенный примерно в то же время, что и Superjet-100, но не с нуля, а на основе старого транспортного самолета. И «Ту», и «Ан» не соответствуют международным требованиям по многим параметрам, например по расходу топлива и уровню шума по классификации Международной организации гражданской авиации ИКАО.
Создатели Superjet-100, компания «Гражданские самолеты Сухого», изначально делали ставку на мировой рынок. Это значит, что все компоненты самолета должны отвечать международным стандартам. Следуя тенденциям международной кооперации, к проекту были привлечены зарубежные инвесторы и партнеры. Так, авионику самолета разработала компания THALES, автоматическую систему обучения (АОС) последнего поколения для пилотов и технического персонала поставляет французская компания Oktal, Liebherr Aerospace поставляет систему управления и совместно с нижегородским предприятием «Теплообменник» будет изготавливать системы кондиционирования. Двигатель SaM-146 создан на НПО «Сатурн» совместно с французскими партнерами из корпорации Snecma, причем семейство самолетов Superjet-100 на сегодняшний день является основными заказчиками новых двигателей. В сентябре успешно прошел первый этап испытаний SaM-146. В соответствии с новой концепцией SaM-146 имеет различную силу тяги (в пределах 14 000--17 500 фунтов). Авиакомпании могут регулировать уровень тяги в зависимости от задач, извлекая таким образом максимальную пользу из управления. Не менее важен широкий перечень специализированных услуг по поддержке и техническому обслуживанию, которое будет осуществляться СП "Пауэрджет" через глобальную сеть "Снекма Сервисис" и НПО "Сатурн". Новый двигатель представляет большие возможности для авиационного двигателестроения России как раз в тот момент, когда она готова вновь выйти на мировой рынок авиастроения.
Конструктивная особенность Superjet-100 заключается также в том, что он разрабатывается на принципах максимальной унификации планера и основных систем: крыла, оперения, шасси, двигателя, кабины экипажа и других комплектующих.
Единственное, на что уповают противники проекта, -- это на низкое расположение двигателей у Superjet-100. Якобы российские взлетно-посадочные полосы (ВПП), особенно в регионах, могут представлять потенциальную угрозу для двигателей самолета. Что касается схемы расположения двигателя под крылом, то согласно заключению, полученному по результатам расчетных и экспериментальных исследований специалистов «Гражданских самолетов Сухого», Центрального аэрогидродинамического института, Центрального института авиационного моторостроения и Государственной НИИ гражданской авиации, данная схема не является критичной для безопасной и надежной эксплуатации самолетов с точки зрения попадания посторонних предметов.
Самый веский аргумент в пользу проекта -- реально существующие заказы от авиакомпаний. Год назад «Аэрофлот» заключил контракт на закупку 30 самолетов, Финансовая лизинговая компания -- десять, «Красэйр» намерен приобрести 15 самолетов. Первые поставки начнутся в 2008 году. Весь же объем рынка Superjet-100 до 2023 года оценивается в 800 машин. Объем заключенных контрактов на самолеты уже превысил 1 млрд долларов.
В настоящее время Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) завершает сборку первого опытного российского лайнера Superjet-100, предназначенного для проведения статических испытаний. «Это будет первый статический самолет, -- сообщил на встрече с журналистами в Комсомольске-на-Амуре генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян. -- В начале следующего года он поступит в Центральный аэрогидродинамический институт на наземные испытания". Первый экземпляр Superjet-100, по словам Михаила Погосяна, планируется поднять в воздух в 2007 году: «Все идет по графику. Всего для летных испытаний будет построено четыре машины. Завершить программу летных испытаний мы планируем всего за год».
Александр ДАВЫДОВ