|
|
N°226, 07 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пост модернизма
Российская оборонная промышленность готова совершенствовать оружие НАТО
В головном офисе федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» прошел «круглый стол» по теме «Модернизация систем вооружений». Это уже шестое подобное заседание, что само по себе свидетельствует об актуальности проблемы. Свидетельствует, впрочем, и состав участников. Среди них с российской стороны -- представители внешнеполитического ведомства, Министерства обороны, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Поскольку «круглый стол» проходил в рамках работы Совета Россия--НАТО, гостями российских торговцев оружием стали высокопоставленные должностные лица Североатлантического союза, делегация из представителей стран -- членов НАТО и руководителей среднего звена ведущих западноевропейских фирм. С той и другой стороны были представлены свыше трех десятков военно-промышленных компаний.
Основные доклады сделали заместитель главы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, заместитель помощника генерального секретаря НАТО Патрик Ардуан, директор департамента оборонных инвестиций Альянса Ричард Вильямс. Все они сошлись в том, что необходима совместная модернизация вооружений и военной техники (ВВТ) российского и советского производства, состоящего на вооружении некоторых стран НАТО. Это авиационная и бронетанковая техника, корабли, обычные вооружения, средства связи, системы управления воздушным движением. Речь шла также об утилизации артиллерийских боеприпасов. Свою готовность к такого рода работам подтвердили многие профильные научно-технические предприятия России и фирмы некоторых европейских государств.
Сегодня модернизация российских образцов ВВТ проходит главным образом без участия их разработчиков и изготовителей. В результате растет число аварий такой модернизированной техники. Известны случаи, когда снаряд взорвался в стволе орудия танка и экипаж погиб, когда плавающая боевая машина пехоты вдруг начала тонуть и личный состав едва удалось спасти. "Мы не ведем такой статистики. Но у нас есть данные о том, что, к примеру, авиационные системы выходят из строя потому, что модернизация велась без головного исполнителя", -- сказал Виктор Комардин. Кроме того, по его словам, зачастую используются агрегаты и части нелицензионного производства. Участвующий в мероприятии посол по особым поручениям МИД России Александр Алексеев привел другой пример: болгарский завод «Арсенал» выпускал автоматы Калашникова по лицензии, не позволяющей продавать эту специфическую продукцию третьим странам. Сроки лицензии давно истекли, однако производство прекращено не было.
До сих пор с половиной стран -- членов НАТО не подписано соглашение по защите интеллектуальной собственности и секретной информации. Хотя такие соглашения обязательны при заключении договоров о военно-техническом сотрудничестве с какой-либо страной. Нет подобных соглашений с Литвой, Латвией, Канадой, Исландией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией. Ведутся переговоры с США и Великобританией. Россияне не устают повторять: необходим равноценный совместный выход российских и европейских предприятий оборонно-промышленного комплекса на рынок услуг, связанных с модернизацией ВВТ, поставленных в Центральную и Восточную Европу, с поставками запасных частей и даже с проведением совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Позицию представителей НАТО по этим вопросам трудно назвать однозначно положительной для России. Патрик Ардуан, например, поспешил заявить, что НАТО не принимает решений о модернизации -- "это решение конкретных стран Альянса". То есть единой политики в этом смысле нет. Другое дело у россиян. "Рособоронэкспорт", следуя намеченной цели, не навязывает иностранным заказчикам только российские фирмы -- соглашения подписываются так, чтобы к ремонту и модернизации могли привлекаться и западные компании.
Российский госпосредник предлагает странам НАТО различные варианты сотрудничества по модернизации. Сегодня реализуются программы по модернизации самолетов МиГ-29, военно-транспортных вертолетов Ми-17, боевых вертолетов Ми-24. Кроме того, российская сторона работает в кооперации с западноевропейскими фирмами по выполнению контрактов в третьих странах, например в Индии и Малайзии, где устанавливается аппаратура западных фирм.
Третье направление совместной деятельности -- создание новых систем в области вооружения в Англии, Италии, Германии, Бельгии, Испании. "Опыт показывает, что различные системы вооружения успешно интегрируются в единую систему вооружения Североатлантического блока. Мы бы хотели, чтобы наше вооружение также успешно интегрировалось в эту систему модернизации", -- сказал Виктор Комардин.
Кстати, уже есть программа, названная «Рособоронэкспортом" так: "Наше оружие -- на западную платформу". Речь идет об адаптации средств поражения на те или иные носители, интеграции на советские и российские системы вооружений тех или иных блоков западного или российского производства.
Участники "круглого стола" обменялись мнениями по проблемам интеграции и оперативной совместимости технических систем различного назначения, возможного проведения совместных НИОКР, сбора и обработки информации, послепродажного обслуживания, управления жизненным циклом оружия, логистической поддержки. В «Рособоронэкспорте» уверены, что расширение НАТО, хотя оно и не приветствуется Россией, тем не менее открывает новые возможности для сотрудничества. Хотя бы потому, что страны-неофиты вряд ли перевооружатся в короткие сроки. Понятно, что экономически выгоднее модернизировать уже имеющееся оружие под стандарты НАТО -- это обходится в четыре--шесть раз дешевле, чем закупка нового оружия.
Специалисты «Рособоронэкспорта» утверждают, что такая модернизация помимо прочего значительно повышает боевые возможности вооружения. Кроме того, госпосредник надеется, что в этом случае будет легче защитить права на интеллектуальную собственность российских разработчиков.
Николай ПОРОСКОВ