Бюджетный комитет Госдумы вчера рекомендовал отклонить законопроект о введении в нашей стране электронных авиабилетов, внесенный на рассмотрение парламента группой депутатов -- членов фракции «Единая Россия». Между тем Минтранс сейчас пытается «легализовать» электронные билеты без участия Госдумы. Как сообщили вчера «Времени новостей» в пресс-службе транспортного ведомства, соответствующий приказ главы ведомства находится на регистрации в Минюсте. В 2004 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала входящим в нее авиакомпаниям перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. Согласно этой рекомендации выписка бумажных
авиабилетов во всех странах, в том числе и в России, должна полностью прекратиться к декабрю 2007 года. Однако действующее российское законодательство (особенно в том, что касается бухгалтерской отчетности) до сих пор не признает электронный билет таким же полноценным финансовым документом, как и бумажный.
Законопроект, внесенный в Думу в октябре группой депутатов-единороссов (в том числе бывшим министром юстиции России, а ныне председателем думского комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым), как раз и предлагает придать электронному билету «полноценность» посредством соответствующих поправок в Воздушный, Налоговый, Гражданский, а также Арбитражный процессуальный кодекс. В сопроводительной записке к проекту со ссылкой на зарубежный опыт объясняется, что электронные документы должны, в частности, приниматься как доказательство в суде. По действующим процессуальным кодексам использовать их в этом качестве нельзя. Члены бюджетного комитета не прислушались вчера к доводам коллег-депутатов и рекомендовали отклонить законопроект.
Внедрение электронных авиабилетов, распространяемых через Интернет, позволяет авиакомпаниям существенно сократить численность персонала и накладные расходы. Неудивительно, что в США и Канаде уже примерно 85% авиабилетов оформляется в электронном виде и только оставшиеся 15% -- на бумаге. IATA активно пропагандирует североамериканский опыт в остальном мире. Россия в области электронных авиабилетов, как в вообще в электронной коммерции, сильно отстает. Чуть меньше десятка отечественных авиакомпаний уже объявили о внедрении безбумажных технологий на своих линиях. Как раз вчера к ним присоединилась еще одна: экспериментальную выписку электронных билетов своим собственным сотрудникам начала ханты-мансийская компания UTair. Однако действующие нормы бухучета пока не позволяют внедрить в России полноценную электронную выписку билетов. Все процедуры, разработанные отечественными перевозчиками, предполагают, что перед посадкой в самолет пассажир все же получает бумажный билет традиционного образца.
Как сообщили вчера «Времени новостей» в Минтрансе, там все же надеются, что в новый, 2007 год Россия вступит с истинно безбумажной технологией оформления авиабилетов. Министр транспорта Игорь Левитин издал приказ, описывающий новые правила применения электронных билетов. Приказ находится на регистрации в Минюсте и, как надеются чиновники-транспортники, вступит в силу еще до конца этого года.
Правда, масштаб правовых последствий этого документа пока не совсем ясен даже его авторам. Как объяснили «Времени новостей» в пресс-службе министерства, ответственность за преодоление всех трудностей нового дела будет возложена на авиакомпании: «Когда они начнут выписывать электронные билеты, то попутно должны будут решать проблемы, возникающие с пассажирами и фискальными органами. А министерство затем будет действовать на основе складывающейся практики».