|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ОБСЕ -- дискуссионный клуб без устава и без результатов
Заседание совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ), длившееся в Брюсселе два дня, завершилось безрезультатно. Как и предполагала накануне газета «Время новостей», главы внешнеполитических ведомств 56 стран -- членов ОБСЕ так и не смогли принять общеполитическую декларацию, поскольку не договорились о ее положениях. Итогом бурных дискуссий стало заявление действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Бельгии Карела де Гюхта. В своей речи перед участниками форума он сказал, что «ОБСЕ не является ни альянсом, ни союзом», и как в воду глядел...
Работа над заявлениями по региональным вопросам высветила сохраняющиеся разногласия по замороженным конфликтам на пространстве бывшего СССР. По информации «Времени новостей», российские представители не позволили увязать согласовывавшиеся итоговые документы с ее якобы невыполненными стамбульскими обязательствами по Молдавии и Грузии. Поэтому некоторые западные участники форума выступили с «особым мнением». США, Канада и Франция (последняя -- от лица стран Евросоюза) выступили с совместным заявлением. В нем говорится, что Договор об обычных вооруженных силах в Европе не будет ратифицирован, пока Россия в полном объеме не выполнит Стамбульские соглашения 1999 года и полностью не выведет свои войска с территорий постсоветских государств. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров, комментируя это, заявил, что Россия полностью выполняет свои обязательства, принятые на саммите ОБСЕ в Стамбуле, и что ратификация ДОВСЕ зависит исключительно от отношения западных государств.
Еще одна тема разногласий -- деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Россия по-прежнему не удовлетворена деятельностью этой структуры, наблюдающей в том числе за проведением выборов на пространстве СНГ. Сергей Лавров предложил «простую и, казалось, очевидную вещь: утвердить нормативную базу деятельности БДИПЧ».
Россия и Сербия отказались также одобрить предложенный проект заявления по Косово, так как в нем отсутствовала ссылка на Заключительный хельсинкский акт от 1975 года, где говорится о недопустимости одностороннего изменения послевоенных границ в Европе.
Таким образом, встреча закончилась без особых достижений. И это подчеркнули российские дипломаты. Сергей Лавров, подводя в беседе с журналистами итоги заседания, заметил: «вполне оправданно» мнение о том, что ОБСЕ через несколько лет столкнется с серьезным кризисом, если не будет реформирована. «Отмечаем стремление многих государств помочь решить возникшие в ОБСЕ проблемы и преодолеть нынешний достаточно серьезный кризис», -- сказал министр, хотя «предпринимаемые пока шаги невелики». ОБСЕ, считает глава российского МИДа, "пока еще не нашла ниши в процессах, которые проходят на общеевропейском пространстве в сфере торгово-экономического, инвестиционного и энергетического сотрудничества": «Очень часто ОБСЕ вынуждена подхватывать чужие инициативы, которые эффективно разрабатываются в других форматах. Важно посмотреть, какие преимущества есть у ОБСЕ в экономической сфере, и стараться на них сосредоточить внимание».
«К сожалению, несколькими делегациями была в очередной раз заблокирована договоренность о разработке устава. Но ясно, что без такого основополагающего документа полноценной организацией ОБСЕ едва ли станет», -- приводит Интерфакс слова г-на Лаврова. В дополнение к комментариям министра с жестким официальным сообщением выступил вчера российский МИД. «ОБСЕ в настоящее время находится на перепутье, и в ней сосуществуют две линии: одна -- на придание ей «второго дыхания» через модернизацию, другая -- на стагнацию и маргинализацию, -- говорится в документе. -- Позиция России однозначна: процесс реформирования ОБСЕ должен быть продолжен в 2007 году и, если потребуется, в последующие годы. От этого напрямую зависит политическая перспектива организации, ее востребованность государствами-участниками и место в архитектуре международной безопасности».
Чтобы подсластить пилюлю, бельгийцы как нынешние председатели в ОБСЕ попытались объявить о прогрессе в урегулировании нагорнокарабахского конфликта. «Доверие между Азербайджаном и Арменией существенно возросло, и потому очень возможно, что в следующем году вы увидите решение проблемы Нагорного Карабаха» -- заявил г-н де Гюхт.
На заседании, как сообщил Сергей Лавров, было согласовано заявление по Нагорному Карабаху, «которое приемлемо и для Армении, и для Азербайджана». Но, очевидно, это заявление Москва воспринимает без особого энтузиазма. Сергей Лавров одобрил его как «политический сигнал поддержки процесса переговоров», но подчеркнул: «Какая-либо чрезмерная публичность, какие-либо обещания достичь договоренности к тому или иному сроку едва ли помогают делу».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Брюссель, Иван БЕЛОВ