|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сжиженный миф
«Балтийский СПГ» должен позволить «Газпрому» играть в глобализацию бизнеса
Возобновились переговоры с потенциальными участниками проекта Baltic LNG («Балтийский сжиженный природный газ») о строительстве небольшого завода по производству СПГ на берегу Финского залива под Выборгом. Как рассказал «Времени новостей» источник, близкий к «Совкомфлоту», решающие встречи с девятью компаниями из «длинного списка» проходят в эти дни в рамках международной выставки Gastech в Абу-Даби. Там находится глава компании Baltic LNG Александр Красненков, который около месяца назад ушел с должности заместителя директора «Совкомфлота» (он занимал ее с лета 2003 года, сразу после увольнения из «Газпрома»), как говорят в его окружении, в связи с необходимостью сосредоточиться на продвижении балтийского проекта.
Впрочем, очевидных причин для концентрации на этом проекте у г-на Красненкова вроде бы не было. «Газпром» пока не принял инвестиционного решения об его экономической целесообразности и технической возможности. Источники «Времени новостей» в концерне утверждают, что былого энтузиазма вокруг СПГ нет и в помине. Самый перспективный с финансовой точки зрения газпромовский «сжиженный» проект -- «Штокмановский СПГ» -- отложен на неопределенный срок. В ноябре был отставлен в отставку главный идеолог и куратор этого направления Александр Рязанов (зампред правления «Газпрома» и президент «Газпром нефти»). А ноябрьский совет директоров «Газпрома» не стал утверждать стратегию компании в этой сфере, лишь приняв к сведению информацию об ее разработке. В частности, в стратегии говорится, что заметное место на мировом рынке сжиженного газа «Газпром» должен занять к 2030 году. Ранее речь шла о десяти годах. А формирование глобального рынка газа (на основе развития СПГ) стояло одним из пунктов энергетической повестки «большой восьмерки». Правда, в итоге эту идею исключили из тем для обсуждения по российской инициативе.
Кроме того, пока непонятно, откуда брать газ для завода под Выборгом и как его доставлять к месту производства СПГ, особенно в связи с последними заявлениями о недостатке газа и мощностей по его транспортировке. (Достаточно вспомнить недавний курьез с торжественным вводом второго энергоблока Северо-Западной ТЭЦ, ради которого пришлось резко снизить подачу газа на первый блок, поскольку на оба газа не хватает.) По информации «Времени новостей», в прогнозном балансе «Газпрома» до 2010 года поставки на этот завод не предусмотрены.
Вполне возможно, что восторжествовала точка зрения команды производственников в «Газпроме» во главе с зампредом правления Александром Ананенковым, который предлагал сначала освоить запасы полуострова Ямал и лишь потом выходить на шельф (именно на базе шельфовых проектов производство и экспорт СПГ наиболее перспективны) Северных морей. Это означало бы, что разработка морских месторождений, в том числе и «Штокмана», сдвигается ближе к 2020 году.
«Газпром» и «Совкомфлот» учредили компанию Baltic LNG (80 на 20%) для того, чтобы изучить перспективы строительства завода на балтийском берегу. Предполагаемая мощность -- 5 млн т СПГ, для чего нужно обеспечить поставки 7 млрд кубометров газа в течение 25 лет. После этого было объявлено о поиске иностранных партнеров. Свои предложения представили 14 компаний. Летом в списке осталось девять потенциальных участников: Suntera (СП индийской группы Sun и «Итеры»), британские BG Group и BP, итальянская Eni, испанская Iberdrola, алжирская Sonatrach, японская Mitsubishi, индонезийская Petronas и канадская Petro-Canada. Самыми настойчивыми оказались канадцы, которые получили почетное право профинансировать предпроектное исследование на сумму до 5 млн долл. Результаты анализа возможности строительства завода и экспорта СПГ должны представить в «Газпром» до конца года Kellog, Brown & Root («дочка» американской Halliburton) и «Гипроспецгаз».
Однако уже сейчас примерно понятен масштаб трудностей на пути к «Балтийскому СПГ». Во-первых, газ на эти нужды не предусмотрен в балансе. Во-вторых, этот объем нужно закладывать в планы по строительству трубы Грязовец--Выборг (сухопутный участок «Северного потока») и выдержать конкуренцию с жаждущими газа энергетиками и промышленностью северо-западного региона. В-третьих, чтобы возить СПГ через Атлантику, нужны крупнотоннажные газовозы, которые не могут брать груз в мелководной Балтике -- а значит, понадобится перегружать сырье. В-четвертых, Финский залив замерзает, и четыре-пять месяцев в году для транспортировки СПГ будет необходимо ледокольное сопровождение. Не говоря уже о вероятных препятствиях со стороны Дании, которая контролирует выход из Балтийского моря в Северное.
Тем не менее на прошлой неделе «экспортный» зампред правления «Газпрома» Александр Медведев на конференции для североамериканских инвесторов заявил, что концерн сохраняет интерес к проекту Baltic LNG. Впрочем, после громко анонсированных планов руководства российского газового монополиста по экспансии на рынок США он и не мог публично от них отказаться. А после того как «Штокмановский СПГ» политическим решением был отложен, балтийский завод остается последней вероятной платформой для начала поставок в Америку собственного сжиженного газа. Официально закрыть проект -- значит признать фиаско на этом направлении. И окончательно лишиться в энергодиалоге с европейцами такого козыря, как диверсификация поставок газа, в том числе за счет выхода на рынки США и Канады. В этом смысле после краха штокмановского консорциума «Газпром» заинтересован в сохранении неопределенности и даже некоторого оптимизма по поводу «Балтийского СПГ».
Алексей ГРИВАЧ