Время новостей
     N°225, 06 декабря 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2006
Без «Золушки»
В номинации «Современный танец -- лучший спектакль» эксперты выбрали четыре постановки. Два маленьких соло -- оба из Челябинска -- «Одри» Марии Грейф, сделавшей обаятельное посвящение знаменитой актрисе, и «Несоло» Владимира Голубева, создавшего новый жанр танцевальной stand-up comedy. И две полнометражные работы -- «Она едет на велосипеде» Елены Прокопьевой (создательница «Крепостного балета» перебралась из Иркутска в Петербург; несколько лет назад, еще будучи сибирячкой, она поразила Москву мощной и щедрой на краски танцевальной интерпретацией «Дома Бернарды Альбы») и «Выше неба» Сергея Смирнова, лидера современной танцпопсы. Странно при этом, что Прокопьева внесена в частную номинацию хореографов, а Грейф и Голубев -- нет; они же сами для себя ставили и сами танцуют, если их спектакль хорош, то, кроме них, кто же в этом виноват?

В балетных же номинациях экспертный совет не поскупился: выдвинуто семь спектаклей. Два из Большого театра (во-первых, «Игра в карты», и выдвинут в частной номинации «Лучшая работа хореографа» Алексей Ратманский; во-вторых, «Кармен-сюита», и в номинации «Лучшая женская роль» -- Мария Александрова). Два из Мариинского театра («Ундина», ее хореограф Пьер Лакотт, исполнители главных ролей Евгения Образцова и Леонид Сарафанов; и «Шинель», ее хореограф Ноа Д. Гелбер и Андрей Иванов, бывший в спектакле Акакием Акакиевичем). Еще два -- из Новосибирского театра («Золушка» и ее постановщик Кирилл Симонов, «Русские сезоны» и сотворившая их Алла Сигалова). И наконец, спектакль петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона «Экзерсис ХХ».

С последним все понятно: театр, занимающийся возрождением давних («Экзерсису» тридцать шесть лет) спектаклей битого, гнутого и в конце концов уничтоженного таки советской властью талантливого хореографа, поддержан за честный мемориальный пыл. С Новосибирском тоже ясно -- в последнее время там жизнь бьет ключом, и всегда интересно, что вытворит эта грамотная и незашоренная труппа. Даже если хореография может внушать опасения, как в случае с Кириллом Симоновым, шлифовавшим свой талант в Мариинке под руководством Михаила Шемякина -- некоторые родовые травмы неизлечимы, -- все равно театр вытащит спектакль.

В «петербургском» выборе явный компромисс: да, «Ундина» бесспорна (не шедевр, но аккуратненький образчик французского стиля, и Образцова там так точна в каждом мелком движении ног, что даже не верится, что ни дня во Франции не училась), а вот «Шинель»... Американец -- репетитор Форсайта, на голубом глазу сваявший драмбалет в лучших традициях Ростислава Захарова и чугунных сороковых годов, поощрен внесением в шорт-лист, должно быть, за неожиданную любовь к советскому балету. Впрочем, может быть, эксперты решили, что он это не всерьез, что это такой постмодернистский жест? Тогда почему не включили сваянный им в том же сезоне «Золотой век», где жанр закипел и вылился из кастрюли -- на сцене страдающая героиня лежала в кровати под натуральной капельницей?

Что касается Большого театра -- отсутствует в списке потрясающей красоты «Золушка» (номинированная экспертным советом, она не может быть показана из-за гастролей Большого театра в Америке, то есть театр взял самоотвод), зато есть уже сорок лет назад устаревшая «Кармен». Ну да, тогда ее спасала Майя Плисецкая, сейчас этим занимается Мария Александрова -- ну так и выдвигайте только балерину, весь спектакль-то зачем?

И вот здесь видна главная проблема «Маски», связанная с балетом. Самые важные актерские события в этом искусстве не отмечаются из-за жесткого регламента премии. Главные актерские события в минувшем сезоне? Пожалуйста. В Мариинке -- да, Образцова (единственное совпадение). Но еще -- проявление, прочерчивание облика Владимира Шклярова. Мощный выход Игоря Зеленского в Concerto grosso. Фантастическая «Кармен» Николая Цискаридзе. В Большом -- выход Александровой в «Раймонде» (что был гораздо интереснее «Кармен»). Екатерина Шипулина, из верной «технички» превратившаяся в «Золушке» в отчаянную и свободную балерину (совершенно сказочная метаморфоза). Екатерина Крысанова, вдруг выросшая в Большом балерина совершенно «западная», баланчинская. Можно продолжать -- но и так ясно: премьеры в наше время возникают и исчезают из репертуара, актерские события остаются в истории. «Маска» специфику балетного искусства не учитывает и потому самых важных вещей не замечает.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр