|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все уже было, и это пройдет
Удачи. Как все-таки хорошо, когда хорошо разговаривают -- увлеченно, в темпе, со вкусом, со знанием дела, с уважением к герою и зрителям, умеют слушать и слышать («На ночь глядя», «Неделя» с Марианной Максимовской, «Тем временем» с Александром Архангельским), задиристо и откровенно («Сто вопросов к взрослому», ТВЦ). Особый, неброский, но очень важный штрих ноября -- программы об академике Лихачеве. Их стилистика, тексты, интонации и лица как будто из другой жизни, они уже почти не вписываются в нынешний телевизионный контекст. Пробы «Первого» -- появление «Комеди клаб»: может, пошлятина осядет, а качество юмора все-таки повысится? По-прежнему хорошие «Хорошие шутки» (СТС). «Вести 24» -- совсем не бесполезный канал: чиновники ходят, скорость есть, прямой эфир тоже; а людей негосударевых здесь и искать не надо. Появилась программа о блогах -- любопытно сравнивать актуальность телевизионных и сетевых заголовков. Успокаивает канал «Ностальгия»: смотришь и думаешь -- все уже было, и это пройдет.
Разочарования:
Содержательные. Новая экранизация «Тихого Дона» -- талантливый патриотический аттракцион по продаже пустоты: шума и треска много, пользы и смысла чуть. Старшего Бондарчука не пожалели, до Шолохова так и не добрались. Смутные творения смутного праздника: постановочные новости с уборкой у роддомов и покраской подъездов под телекамеры, перемежавшиеся крестным ходом и глухим упоминанием о русских маршах; актуальная агитация Михаила Леонтьева («Смутные времена», «Первый»); кровавая агрессия главного праздничного фильма «Охота на пиранью» (Россия) -- все это говорит о том, что телевидение не может и не хочет разговаривать о том, что же народу предлагается отмечать 4 ноября. Бедный Задорнов, канальная конкуренция приличного сатирика раздвоила: на «Первом» он свежий и с бородой.
Индустриальные. Мило и по-своему стильно организованная «ТЭФИ» констатировала: качественная журналистика еле жива, развлекательный гламур расцветает пышным цветом. Если так и дальше пойдет, то академии нужно переквалифицироваться или решать, что делать с самой собой. Потому что безответственность многих академиков налицо (не смотрят), корпоративность голосования не исчезла (начальники присматривают и делают выводы), цензура или самоцензура дошли до параноидальной глупости («выстриженная» благодарность Норкина Малашенко и Гусинскому).
Юбилей отечественного ТВ в Кремле стал еще одним светским мероприятием: его пока еще не вели Малахов с Канделаки, но президент уже спел пахмутовскую «Надежду» в поднесенный ему микрофон. Спел чистенько. Медали и ордена получили почти сто человек: начальники, связисты, новые идеологические певцы, мэтры развлечений. Андрей Малахов, например, как и Ирэна Лесневская, получил медаль «за вклад в телевидение». Их вклад теперь можно сравнивать. Спасибо Олегу Добродееву, который поднял бокал за ветеранов: в зале были исторические персонажи, которым мы обязаны рождением телевизионной минуты молчания 9 Мая, строительством телецентра «Останкино», «Кинопанорамой», спектаклями Эфроса, эпопеей «Наша биография». Большинства из них нет в числе награжденных.
Анна КАЧКАЕВА, «Радио Свобода»