|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Контрпрограммирование может принести пользу
Событие. «Тихий Дон» -- искренний общественный резонанс, который вызвала работа Сергея Бондарчука («Первый»), говорит том, что настоящий зритель (в отличие от мифологического «пипла») очень ревностно относится тому, что и как преподносит ему телевидение, а «Тихий Дон» -- это поистине народный роман, что еще раз подтвердилось показом нового сериала. Канал «Культура» очень удачно запланировал на эти же дни самую первую экранизацию 1930 года, НТВ в те же дни (хотя формально это произошло 1 декабря), в один, заметьте, субботний вечер, показал все серии версии 1957 года. Пресловутое контрпрограммирование может принести пользу зрителю, если в основе лежит достойное явление, как, например, фильм о писателе Александре Беляеве, показанный на «России», и выпуск о нем же «Гениев и злодеев» («Первый»). А жизнь и творчество Артура Конан Дойла предстали аж в четырех интерпретациях -- в повторе «Воспоминаний о Шерлоке Холмсе», сразу в двух «Гениях» -- тех же «... и злодеях» («Первый») и в «Гении места. Лондон» («Культура»), а также в английском сериале «Хроники Конан Дойла» («Культура»).
Подобные очень даже «нестранные» сближения возможны только средствами телевидения и могут использоваться не только в политических дискуссиях по вдруг ставшим сверхактуальными проблемам «самопровозглашенных республик»: «Народ хочет знать» (ТВЦ), «Судите сами», показанном на «Первом» дважды -- за полночь в четверг с эксклюзивным повтором днем в субботу и в «Воскресном вечере с Владимиром Соловьевым» (НТВ). Во всех трех программах участвовали президенты Багапш, Кокойты и депутат Затулин.
«Дон Жуан. Месть Лепорелло» («Культура»). Канадский музыкальный фильм с Дмитрием Хворостовским, представивший оригинальную и именно телевизионную версию оперы Моцарта.
«Исторические хроники с Николаем Сванидзе» («Россия») и примыкающий к ним «Венгерский капкан» («Россия»), где тот же Сванидзе, чуть-чуть опережая ход телевизионного времени (последняя показанная серия «Хроник» относится к 1954 году), рассказывал уже о событиях 1956-го.
«Жизнь и смерть Достоевского» («Культура»). Цикл Игоря Волгина претворяет наиболее выигрышную сейчас возможность телевидения -- рассказывать о событии или персоне с максимальным количеством подробностей.
Не совсем «негатив», а скорее казус. Параллельный показ 25 ноября концертов Михаила Задорнова -- на «Первом» и «России». Вышеупомянутое контрпрограммирование проявило тут уже свои пародийные качества, что применительно к писателю-юмористу оказалось вполне уместно. Ну прикол такой, который, как ни крути, а обратил на себя внимание.
Персона месяца. Дебют актера Виктора Бычкова в «Спокойной ночи, малыши!» («Россия»).
Сергей ФОМИН, журнал «Телефорум»