|
|
N°225, 06 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аномалия нашего ТВ
Телевизионный ноябрь выдался достаточно пестрым. В нем были праздники и будни, громкие премьеры и вручение главной телепремии страны. Телеперсоной месяца неожиданно оказалась Тина Канделаки, получившая «ТЭФИ» и тут же ставшая героиней скандальной аварии в Ницце.
Первая теленеделя месяца ознаменовалась набором дежурной «развлекухи», связанной с праздником 4 ноября. Не вышел за эти рамки и широко разрекламированный фильм «Жена Сталина», сработанный в жанре модной исторической попсы. Главной премьерой месяца, а возможно, и телевизионного сезона, стал «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, вызвавший нешуточную бурю страстей среди любителей киноклассики и ревнителей казачьих традиций. Критические выступления в адрес этого проекта, по-моему, были вызваны не совсем ясным пониманием его природы. Фильм-легенду нельзя судить по обычным законам жанра, применимым к большинству рядовых телеэкранизаций. Среди профессионалов «Тихий Дон» был принят с должным почтением. В нескончаемой войне «России» и «Первого канала» в дни показа фильма наступило временное затишье. «Россия» не стала ставить против «Тихого Дона» «Мастера и Маргариту» и перенесла с 6 ноября показ американского фильма «Лучший друг» с гей-иконой Рупертом Эвереттом (Григорием Мелеховым «Первого канала»). Небывалый случай индустриальной солидарности! Фильм Сергея Герасимова, превозносившийся критиками картины Бондарчука как «настоящий» «Тихий Дон», появился в эфире только 1 декабря. В надежде на большие рейтинги НТВ «закрыло» им весь вечер минувшей пятницы. Попытка заработать на чужом проекте -- лучшее доказательство его успеха.
На НТВ с сериалами беда. Каналом практически выработан ресурс «Улиц разбитых фонарей», а равноценной замены для этого хита все нет и нет. «Автономку» уже сняли с эфира, следом за ней того и гляди отправятся «Молодые и злые». Впрочем, «жонглирование» сериалами в этом месяце наблюдалось не только на НТВ, но и на «Первом», и на СТС. Замена форматов и их перемещение по сетке для многих зрителей стали полной неожиданностью -- об этом не было информации в опубликованной программе передач. В угаре борьбы за рейтинги телебоссы по привычке забыли о тех, кто обеспечивает реальное наполнение этих показателей. Штришок хоть и мелкий, но символический: реальность наше телевидение давно уже предпочитает не замечать. Исключения редки, и потому особенно «цепляют».
Из их числа -- документальный фильм «Аномалия» компании АТВ, показанный каналом «Россия» 14 ноября. Рассказ об обитателях Нижнеломовского детского дома для детей с отклонениями в развитии стал откровением для огромного количества зрителей, измученных псевдодокументальными историями из жизни мнимых или давно погасших звезд. На канале никогда не было такого обвала откликов на «документалку». Люди шлют деньги, игрушки и мобильные телефоны, на отсутствие которых посетовал один из героев этой истории. Он не жаловался -- нижнеломовские дети не похожи на несчастных инвалидов, лишенных надежд на будущее. Они смеются, влюбляются и выглядят счастливее и «нормальнее» многих своих сверстников, вроде бы не имеющих отклонений. В этом смысле они -- аномалия, как аномален для нашего ТВ этот правдивый и светлый фильм.
Елена ЛАНКИНА, «Московские новости»