|
|
N°223, 04 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фантастическая победа
Россия выиграла финал Кубка Дэвиса
В финале Кубка Дэвиса сборная России победила команду Аргентины -- 3:2. Второй раз в истории российского тенниса подопечные Шамиля Тарпищева стали обладателями главного командного трофея -- «Серебряной салатницы».
В 2002 году россияне обыграли в Париже французов -- 3:2, а вчера в Москве с таким же счетом -- аргентинцев. Отныне счет личных встреч с командой Аргентины стал 3:1 в пользу хозяев корта. Присутствие знаменитого футболиста Диего Марадоны, который специально прилетел в Москву поддержать аргентинский квартет, и отсутствие легендарного конструктора оружия Калашникова, которого Тарпищев намеревался позвать в качестве альтернативы, не спасло аргентинцев от поражения. Хотя лидер россиян Марат Сафин не скрывал, что ему было приятно познакомиться с Марадоной. «До этого момента мы знали друг друга по телевизору. И для меня было большое счастье пожать ему руку, которой он забил гол», -- сказал Сафин.
Интрига матча сохранялась до последнего розыгрыша. Все точки над «i» были расставлены в воскресенье, в четвертой решающей одиночной встрече Марата Сафина и Хосе Акасусо, которая завершилась победой россиянина -- 6:3, 3:6, 6:3, 7:6 (7:5). То, что капитан аргентинцев выставит на ключевой матч против Сафина Акасусо, было прогнозируемо, ведь до этого теннисисты играли между собой трижды, и в двух случаях аргентинец побеждал. Не надо говорить, какая ответственность лежала на обоих. Аргентинец не мог подвести товарищей по сборной, которые только что сравняли счет. Сафин не имел права проиграть дома, тем более что в первый день за ним числился «должок».
Первый сет довольно легко выиграл россиянин, во втором при счете 2:2 аргентинец сделал два брейка и повел 5:2. В третьем Сафин вырвался вперед. Однако все решилось на тай-брейке четвертого сета. Тем не менее преимущество Сафина над соперником было очевидным, хотя бы потому, что в этом матче россиянин сделал 16 эйсов против шести у соперника. После матча Сафин признался, что с трудом выстоял в этом поединке, поскольку у него «просто отваливалась пятка и ломили все суставы, так как покрытие корта для него было неудобным». Сафин также произнес немало комплиментов в адрес соперника, для которого это был первый серьезный матч на Кубке Дэвиса в карьере. «Акасусо держался очень хорошо, и пока ему просто не хватает опыта», -- сказал Марат.
Триумф и трагедия
Что творилось после матча Сафина, с трудом поддается описанию. Акасусо рыдал, как мальчишка, и капитан Альберто Манчини не находил слов в утешение, поскольку, казалось, что до победы было рукой подать. Налбандян сидел с остекленевшим взглядом, видимо, после такого трудного матча мыслей у него, который сделал максимум для победы, просто не осталось. Турсунов и Андреев катались от счастья по корту. Сафин принимал многочисленные поздравления. А Тарпищев, взяв в руки микрофон, благодарил всех и вся и назвал этот поединок «фантастической победой сборной России».
Напомним, что до матча Сафина и Акасусо счет встречи был равным -- 2:2. Давыденко выиграл первую одиночную встречу с Хуаном Игнасио Челой -- 6:1, 6:2, 5:7, 6:4, затем Марат Сафин уступил Давиду Налбандяну -- 4:6, 4:6, 4:6. Во второй день дуэт Сафин и Турсунов без проблем одолел Налбандяна и Агустина Каллери -- 6:2, 6:3, 6:4, а в воскресенье в первой одиночке Николай Давыденко уступил Давиду Налбандяну -- 2:6, 2:6, 6:4, 4:6.
Предсказать заранее исход поединка Давыденко и Налбандяна было невозможно. До этого теннисисты играли друг с другом шесть раз, и в четырех матчах удача была на стороне аргентинца. Однако поначалу казалось, что это обстоятельство нисколько не обескураживает Давыденко, ведь и в первый день турнира он одержал верх над Хуаном Игнасио Челой, которому ранее проигрывал «всухую» пять раз. Комментируя результаты пятницы, Давыденко сказал, что «Челе просто везло». По мнению россиянина, так получалось, что во всех пяти встречах Давыденко выходил на корт не в форме, поэтому и уступал. В Москве же все было иначе. «Я даже не предполагал, что два первых сета сложатся так легко. В третьем случилось то, что обычно происходит со мной: я стал немного уставать, поэтому и дал шанс сопернику. Если вы смотрели мои игры в Шанхае и Париже, то там все проходило по такому же сценарию. Перед матчем в Москве, конечно, я очень волновался, финал у себя дома, как не волноваться. Я не думал о том, кто играет со мной. Мне нужно было показывать свой лучший теннис. И для этого были все предпосылки. Я неплохо отыграл сезон, закончил его третьим в мире. И я уже просто не мог играть хуже, чем до этого», -- признался Давыденко.
По словам Николая, в воскресном матче многое зависело от того, в каком состоянии пребывали оба теннисиста. В этом смысле у россиянина было преимущество. В отличие от Налбандяна, который отыграл до этого уже два дня, Давыденко отдыхал в субботу. Однако распорядиться этим преимуществом Давыденко не сумел. «Я полностью контролировал всю игру», -- сказал после воскресной встречи сравнявший счет Налбандян. А свой проигрыш в третьем сете списал за счет собственных ошибок. Аргентинец отверг слова, сказанные одним из российских тренеров о том, что члены его сборной принимают допинг. «Нет», -- односложно ответил лидер команды гостей и не стал комментировать дальше.
Сдали нервы
Что же касается Давыденко, то на пресс-конференцию он пришел в самый разгар матча Сафина и Акасусо, от итогов которого зависел исход всей встречи. Николай признался, что его подвели нервы. «Такого эмоционального напряжения я еще ни разу не испытывал. Так сильно зажаться, так нервничать... Обычно после первых двух геймов я начинаю играть свободнее, и все встает на свои места. На личных турнирах со мной такого уже не происходит. А тут последний матч в сезоне, и так зажаться», -- сказал третий номер мирового рейтинга. По словам Давыденко, выходя на первую игру финала, он нервничал, но на корте чувствовал себя спокойно. А во второй «одиночке» все было наоборот. Не нервничал перед матчем, но, выйдя на корт, почувствовал такую скованность в мышцах, настолько зажался, что впору было вспоминать, как играть в теннис.
Несмотря на выигранный третий сет, Давыденко не верил, что его поединок с Налбандяном закончится его победой. «Я чувствовал, что не выдержу все пять сетов морально», -- признался он. Давыденко также сообщил, что еще утром в воскресенье было решено, что в последней решающей встрече, если таковая случится, на корт выйдет именно Сафин. Выбор капитана Тарпищева Давыденко пояснил так: «Турсунов еще никогда не играл решающее очко, поэтому у него могли просто сдать нервы».
Изощренная тактика Тарпищева
Вообще, тактические расклады Тарпищева по ходу этого финала удивляли многих, только не профессионалов. Так, на парную встречу в субботу Шамиль Тарпищев выставил неожиданный для многих состав -- Марат Сафин и Дмитрий Турсунов. На вопрос, адресованный Марату Сафину, когда он узнал, что будет играть пару, тот ответил, что такое желание высказал сам еще вечером в пятницу. И проблема была только в том, кто составит ему компанию. Выбирать предстояло из трех теннисистов -- Николая Давыденко, Михаила Южного и Дмитрия Турсунова. Кандидатура Давыденко отпала сразу, поскольку ему предстояло играть в последний день с Налбандяном. Южный, вопреки утверждениям о готовности выйти на корт, все-таки не полностью восстановился после травмы, и потому было проблематично, что он сможет осилить пятисетовый матч. «У Миши, грубо говоря, болела нога, и он не мог бегать», -- пояснил Сафин.
Оставался Турсунов, который и составил дуэт Марату. Трехсетовый поединок оказался несложным для подопечных Тарпищева. За полтора часа, что он продолжался, россияне не дали ни одного шанса соперникам -- 6:2, 6:3, 6:4. «Они играли просто великолепно», -- отдал должное Сафину и Турсунову Давид Налбандян. Про себя же он сказал, что это был не его день -- неважно себя чувствовал. «Но это спорт», -- заметил аргентинец.
То, что Тарпищев выставил на парный матч именно таких теннисистов, по словам Евгения Кафельникова, было гениальным решением. «Два одиночника, обладающих сильной подачей, это в данной ситуации было гораздо важнее, чем слаженный и сыгранный дуэт», -- сказал он. Эти слова подтвердил и сам Сафин, сказав, что «они с Турсуновым играли в одиночный теннис в парной комбинации». Свой вклад в победу в парной игре Сафин оценил как 50 на 50. «Без Димы ничего бы не получилось. Аргентинцы играли на него, но он выдержал весь матч», -- объяснил Сафин. По его словам, они с Димой до этого уже пробовали играть в паре, но на успех в «Олимпийском» не рассчитывали. «Мы просто вышли половить удачу», -- прокомментировал настрой на игру Сафин. И удача улыбнулась им.
Неудобный "рукорт"
После проигранной в первый день «одиночки» дальнейшее участие Сафина в финале было под вопросом. Напомним, что во вторник на пресс-конференции, состоявшейся накануне встречи, Сафин заявил, что, если понадобится, то в течение всех трех дней он готов выйти на корт. Однако после поражения от Налбандяна неожиданно огорошил журналистов заявлением, что покрытие корта ему категорически не подходит и он не может на нем играть. Сафин пояснил, что он тренировался на другом корте в «Олимпийском», где покрытие положено не на бетон и ДСП, как на центральном, а на паркет, и в этом большая разница. Оставалось только гадать, что помешало Сафину опробовать центральный корт заранее, тем более что после Кубка Кремля именно он громче всех критиковал «рукорт».
После парной встречи Сафину вновь задали вопрос по поводу покрытия, на что он отреагировал очень бурно. Сказал, что нужно разбираться в теннисе, что парная встреча -- это не одно и то же, что одиночная. Что здесь нужно бегать всего лишь на половине поля, а не по всей площадке. Что дело вовсе не в эмоциях. И о каких эмоциях можно говорить, если играешь на таком уровне. Что ему 26 лет, а журналисты -- взрослые люди, и зачем ему лукавить перед ними. Что корт его по-прежнему не устраивает, он неудобный, и теннисист не может передвигаться как следует, а потому теряет свою игру. «Я добился в теннисе всего, чего хотел, и могу закончить карьеру хоть завтра. О каких эмоциях можно вести речь», -- заявил Сафин. По его словам, Налбандян просто сильно выложился после первого дня. И сил на парную встречу ему не хватило. «Спасибо ему, что мы выиграли», -- сказал Марат. А капитан аргентинцев Альберто Манчини после второго дня турнира философски заметил, что ничего страшного не случилось, и им нужно просто вернуться в первый день.
Третий день в каком-то смысле, действительно, стал повторением первого. Только на этот раз Давыденко уступил сопернику, а Сафин взял необходимое для победы решающее очко. Несмотря на эмоции, а иначе его реакцию на вопросы журналистов не назовешь, Сафин, как и обещал, все-таки сыграл в ключевой встрече и стал главным героем этого финала. Именно он, несмотря на неудобное для него покрытие, добыл для сборной россиян победное очко. Подводя итоги финала, даже аргентинцы заметили, что Сафин фактически вытащил на своих плечах этот финал.
Ольга ЕРМОЛИНА