|
|
N°224, 05 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба дружбой, а газ врозь
Азербайджан стремится к энергетической независимости от России
Вчерашний визит Михаила Фрадкова в Баку, в ходе которого он принял участие в церемонии закрытия Года России в Азербайджане, провел переговоры с азербайджанским коллегой Артуром Раси-Заде и встретился с президентом Ильхамом Алиевым, стал первым для российских премьеров посещением этой закавказской страны за всю постсоветскую историю. И тому есть объяснения.
До сих пор Россия и Азербайджан контактировали преимущественно не в торгово-экономической, а в политической сфере, в том числе в ходе многочисленных попыток разрешить армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. То есть на уровне президентов, дипломатов и военных. Россия выступает в качестве одного из посредников, однако к удовлетворяющему все стороны конфликта решению переговоры так и не привели. Хотя и ведутся они с 1994 года, с момента прекращения огня. В ходе встречи с Михаилом Фрадковым азербайджанский премьер назвал именно неурегулированность карабахского конфликта самой сложной проблемой сегодняшнего Азербайджана.
Сейчас стороны, видимо, решили, что настала пора обратить самое пристальное внимание и на торгово-экономические контакты (правда, формально двусторонняя межправительственная комиссия заседает каждые полгода). Тем более что темпы их развития внушают оптимизм. Товарооборот за девять месяцев 2006 года увеличился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и к концу этого года вполне может достичь, по оценкам экспертов, 1,5 млрд долларов.
Отметим, что российско-азербайджанское торгово-экономическое сотрудничество осуществляется исключительно на двусторонней основе. Азербайджан предпочел остаться за бортом интеграционных объединений на пространстве бывшего СССР с участием России, в частности ЕврАзЭС. Да и в рамках СНГ Баку не отличается особой активностью. Более того, при активном участии Азербайджана сформирована другая региональная организация -- ГУАМ, в состав которой входят также Грузия, Украина и Молдавия и не входит Россия.
Все эти обстоятельства, однако, как уверены в Москве и в Баку, не должны негативным образом влиять на развитие торгово-экономических связей. Впрочем, есть и другие, не менее значимые причины, которые могут «наводить тень на плетень» в двусторонних отношениях. Например, конкурентная борьба российских и азербайджанских газовиков за рынки сбыта (приправленная, как водится, изрядной политической составляющей). Как известно, «Газпром» продолжает кампанию по переходу на европейские цены на газ в контрактах с покупателями в СНГ. Сначала официальное предложение брать с 1 января российский газ по 230 долл. за тысячу кубометров, а через некоторое время и Азербайджан, который еще в конце текущего года планировал стать экспортером газа. Для этого уже построен газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум проектной мощностью около 16 млрд кубометров, рассчитанный на поставки в Турцию газа с шельфового месторождения «Шах-Дениз». Тем не менее Азербайджан собирался продолжить закупки российского газа для покрытия своих внутренних нужд.
В этом году ГНКАР купит у «Газпром экспорта» около 4,5 млрд кубометров газа по 110 долл., что является вполне себе льготной ценой по сравнению с 250--270 долл. в той же Турции. При сохранении этой схемы Москва просто финансово поощрила бы выход на турецкий рынок своих конкурентов. К тому же на снабжение азербайджанским газом претендовала и Грузия, руководители которой публично обещали, что не будут покупать газ по такой «политической цене». Поэтому вместе с двукратным увеличением цены на газ «Газпром» известил Баку об уменьшении в три раза (до 1,5 млрд кубометров) запланированного объема поставок. А президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев вчера заявил, что все же надеется закупить у «Газпрома» хотя бы 3 млрд кубометров.
Таким образом, Азербайджан оказался перед выбором: либо начать выполнять экспортные обязательства перед Турцией и перевести собственную энергетику (она в значительной степени снабжалась российским газом) на еще более дорогостоящий мазут, либо оставить газопровод БТЭ пустым, по крайней мере в следующем году.
Вчера на пресс-конференции премьер Азербайджана сообщил, что окончательно цена и объем поставок определятся в ходе переговоров. По его словам, его страна не готова покупать газ по цене 230 долл. за тысячу кубометров, в том числе из-за недостаточного развития энергосберегающих технологий.
Впрочем, может статься, что поставки российского газа в Азербайджан вообще будут прекращены, если в Баку решат вопрос экспортных обязательств. Добыча «Шах-Дениза» вполне может закрыть внутренние потребности уже в 2007 году. По крайне мере об этом заявил Артур Раси-Заде, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей». Хотя не исключено, что это заявление было сделано в расчете на уступки со стороны «Газпрома» в ходе переговоров по объемам и цене российского газа.
Михаил Фрадков, высказываясь на газовую тему, дипломатично заявил: «Азербайджан вводит новые мощности, и мы этому очень рады». По его словам, тогда, когда Азербайджан сможет сам себя обеспечивать газом, у двух стран появятся хорошие возможности «по объединению усилий на рынках третьих стран, региональных рынках и т.д.».
По итогам визита был подписан ряд двусторонних документов, в том числе программа гуманитарного сотрудничества на 2007--2009 годы, а также соглашение о сотрудничестве в области почтовых денежных переводов физических лиц. По словам главы Мининформсвязи России Леонида Реймана, документ предусматривает создание системы электронных денежных переводов в рамках компании «Почта России», которая располагает 42 тыс. почтовых отделений по всей России. По приблизительным подсчетам, из России в Азербайджан по системам банковских денежных переводов переправляется до 2 млрд долл. в год.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Баку, Алексей ГРИВАЧ