Сегодня в Москву прибывает группа из девяти следователей британского Скотланд-Ярда. Они заняты расследованием
смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, который скончался 23 ноября в больнице Университетского колледжа Лондона -- как утверждается, от радиоактивного заражения полонием-210. Следователи намерены встретиться с россиянами, которые находились в Лондоне 1 ноября и посещали отель «Миллениум», где проводил свои встречи Литвиненко.
Между тем вчера британский правительственный комитет «Кобра», куда входят представители МВД, минздрава, минтранса, полиции и спецслужб, пришел к выводу, что основная опасность, связанная с обнаружением радиации в Лондоне, миновала. Сотрудник минздрава подтвердил «Времени новостей», что несколько объектов, которые были обследованы специалистами на предмет наличия радиации, объявлены безопасными для здоровья людей. Среди них три пассажирских
лайнера авиакомпании «Бритиш эруэйз», находившиеся «под подозрением» на протяжении последних дней, а также стадион лондонского футбольного клуба «Арсенал», где 1 ноября на матче хозяев поля с ЦСКА присутствовали люди, встречавшиеся в тот же день с Александром Литвиненко.
Безопасными объявлены и объекты, связанные с присутствием итальянского ученого Марио Скарамеллы, с которым незадолго до смерти встречался Литвиненко, -- гостиница под Лондоном, где жил итальянец, а также самолеты авиакомпании «Изиджет», на которых тот летал между Великобританией и Италией. Что касается состояния здоровья самого
Марио Скарамеллы, то, согласно проведенным исследованиям, следы полония-210 в его организме присутствуют, однако симптомов радиоактивного отравления не обнаружено. «Мистер Скарамелла в порядке» -- заявили в больнице Университетского колледжа в Лондоне. Также нет проблем со здоровьем у вдовы Литвиненко.
Однако власти по-прежнему не сообщают о результатах вскрытия тела Александра Литвиненко, и есть основания полагать, что они будут засекречены. Если верить газете «Обсервер», сам Литвиненко может превратиться из жертвы в одного из обвиняемых. Ссылаясь на свидетельства проживающей в Великобритании россиянки Юлии Светличной, которая в этом году встречалась с Литвиненко и получила от него более ста писем по электронной почте, газета утверждает, что он планировал заработать десятки тысяч фунтов стерлингов, шантажируя высших руководителей российских спецслужб и бизнесменов. По словам г-жи Светличной, у Литвиненко были секретные документы ФСБ, и он предлагал ей вступить с ним в сделку, чтобы «заработать деньги».
Светличная, которая сейчас учится в лондонском университете Вестминстера, сказала журналистам «Обсервера», что у Литвиненко имелись секретные документы ФСБ о людях и компаниях, которые «попали в немилость Кремля». «Он (Литвиненко) сказал мне, что собирается шантажировать или продать «чувствительную» информацию о различных влиятельных людях, в том числе олигархах, коррумпированных чиновниках. Он упоминал сумму в десять тысяч фунтов стерлингов, которую они каждый раз должны будут заплатить ему за неразглашение документов ФСБ. Литвиненко нуждался в деньгах и был уверен, что сможет получить любой документ, который захочет», -- рассказала Светличная.
Как пишет «Обсервер», доступ Литвиненко к таким документам мог сделать его врагом как крупного бизнеса, так и Кремля. «Вместе с тем его утверждения практически невозможно проверить, и некоторые эксперты воспринимают их как фантазии», -- отмечает газета.
Согласно статье в «Обсервере», в рамках расследования обстоятельств смерти Литвиненко сотрудники Скотланд-Ярда допросили в Вашингтоне бывшего сотрудника КГБ Юрия Швеца, утверждавшего, что имеет чрезвычайно важную информацию. Швец, живущий сейчас в США, в свое время, как и Литвиненко, работал на Бориса Березовского. И хотя сам г-н Швец отказался разговаривать с английскими журналистами, его деловой партнер на условиях анонимности сообщил, что Литвиненко за несколько недель до смерти говорил, что у него есть досье с материалами на чиновников Кремля и об их отношениях с компанией ЮКОС. Газета утверждает, что в связи с этими заявлениями ФБР приступило к собственному расследованию обстоятельств смерти Литвиненко.
Другая британская газета -- «Дейли телеграф» утверждает, что в документе, переданном Литвиненко Марио Скарамеллой, речь шла о членах организации ветеранов внешней разведки «Честь и достоинство», возглавляемой полковником ФСБ
Валентином Величко. В письме, написанном Евгением Лимаревым, бывшим сослуживцем Литвиненко, которое 1 ноября Литвиненко получил в суши-баре Itsu на Пикадилли, а затем отвез в офис предпринимателя Бориса Березовского, якобы утверждается, что ветераны СВР готовили покушение на Литвиненко -- «врага России номер один» -- и его «товарища по оружию» Березовского.
В тексте также говорится о Скарамелле и сенаторе Паоло Гуцанти, председателе так называемой «комиссии Митрохина», расследовавшей деятельность КГБ в Италии. Советником этой комиссии как раз и являлся Скарамелла. Он также с 2000 по 2002 год являлся генеральным секретарем Программы предотвращения экологических преступлений и занимался, в частности, поиском захоронений советских ядерных ракет. В прошлом году он заявил, что 20 боеголовок якобы находились на борту советской подводной лодки, тайно затопленной в бухте Неаполя в годы «холодной войны». Кроме того, Марио Скарамелла утверждает, что конфиденциальная информация, полученная им в свое время от Литвиненко, помогла предотвратить покушение на Паоло Гуцанти. По утверждениям ряда газет, Скарамелла работает на итальянскую разведку -- что категорически опровергают в правительстве Италии.
Впрочем, как заявил вчера в телеинтервью министр транспорта Великобритании Даглас Александер, «зная все то, о чем говорится на заседаниях «Кобры», я могу сказать, что наши газеты очень плохо информированы». Комментируя ситуацию вокруг смерти Александра Литвиненко, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул на днях, что у британской стороны нет вопросов к Москве. «Нам непонятно повседневное напоминание о ведущемся расследовании и о том, что есть вопросы к российской стороне. Их нет. И мне это четко сказала министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккетт. Сейчас мячик находится на английской стороне», -- заявил глава российской дипломатии.