|
|
N°214, 21 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молчание небесного ветерана
Расследование катастрофы пассажирского самолета Ил-18, разбившегося в понедельник вечером в Тверской области, начала вчера с раннего утра спецкомиссия Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Самолет, на борту которого находились семь членов экипажа и 18 пассажиров (среди последних оказалось почти все руководство Хатангского авиаотряда Управления гражданской авиации), без каких-либо видимых причин и подачи тревожных сигналов спикировал с восьмикилометровой высоты и упал неподалеку от города Калязина. Вчера утром спасатели, которые работали на месте трагедии, смогли найти тела всех 25 погибших и три бортовых самописца. Пока «черные ящики» не расшифрованы, эксперты теряются в догадках, что могло произойти с машиной, считающейся одной из самых надежных за всю историю отечественной авиации.
Ил-18 (бортовой номер RA75840) авиакомпании «ИРСАЭРО» выполнял чартерный рейс ЛД-9602 по маршруту Хатанга (Таймырский автономный округ)--Москва (Домодедово). По данным Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), лайнер поднялся в воздух из аэропорта Хатанги в 16.06. Последний раз командир экипажа Александр Соломинский вышел на связь с диспетчерским пунктом «Москва-подход» в 21.10. Он доложил, что полет проходит нормально на высоте 7800 метров. Однако в 21.24 Ил пропал с экранов радаров. Поднятые по тревоге вертолеты МЧС к 11 вечера нашли место падения самолета на опушке леса неподалеку от деревни Оверково.
Обстоятельства гибели Ил-18 сразу вызвали споры среди специалистов. Судя по найденной рядом с обломками самолета длинной полосе поломанных деревьев, экипаж до последнего момента пытался управлять машиной, пытаясь ее посадить, что, возможно, помешала сделать лишь темнота -- летчики просто промахнулись мимо поля, расположенного поблизости. Конструкция Ил-18 позволяет ему продолжать полет даже на двух из четырех имеющихся турбовинтовых двигателей, причем даже в случае отказа всех моторов машина может плавно планировать и благополучно приземляться. Самое же непонятное -- почему пилоты, имея при таком снижении достаточный запас времени, вообще не вышли на связь с «землей».
Эксперты ЛИИ им. Громова полагают, что причиной аварии мог стать банальный износ техники. Разбившийся Ил-18 был выпущен в 1962 году и с тех пор, с перерывами на шесть капремонтов, эксплуатировался в сложных условиях Крайнего Севера. В 1998 году лайнер был выкуплен у Хатангского авиаотряда частным предпринимателем Олегом Кучеренко, сыном бывшего начальника отряда, и сдан в аренду авиакомпании «ИРСАЭРО». Последняя же использовала его на внутренних чартерных рейсах. Учитывая солидную «биографию» Ила, эксперты не исключают, что у него могла произойти самая простая поломка -- к примеру, короткое замыкание проводки, которое и отключило двигатели либо системы управления. Впрочем, представители Минтранса настаивают на том, что самолет совсем недавно прошел полное техническое обследование, был признан полностью исправным, и напоминают о надежности этих машин -- за все время их эксплуатации ни один из построенных в СССР семисот Ил-18 не потерпел аварию по техническим причинам.
Александр РАСКИН