|
|
N°214, 21 ноября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетный стресс
Сценарии развития российской экономики меняются на глазах
Не успели утихнуть похвалы проекту бюджета 2002 года за его реалистичную консервативность, как прозвучало неприятное слово «секвестр». Вчера вице-премьер Алексей Кудрин обсуждал с «альянсом четырех» («Единство», «Отечество -- Вся Россия», «Народный депутат» и «Регионы России») перспективы бюджетной политики в целом и назначенного на 30 ноября третьего чтения бюджета в частности. Только что вернувшийся из Оттавы с ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка г-н Кудрин рассказал думцам о тревожных тенденциях в мировой экономике: она «в 2002 году будет испытывать определенные трудности, в частности снижение ВВП и промышленного производства, что, безусловно, окажет влияние на экономику России». Вице-премьер сообщил: «В ближайшие несколько дней мы проведем уточнение прогнозов развития экономики России на следующий год и дадим свои оценки новой ситуации». Когда проект бюджета готовится к третьему чтению, «уточнение прогнозов развития экономики» формально чревато пересмотром утвержденных в первом чтении основных показателей. Именно так депутаты и поняли г-на Кудрина.
Резонанс от заявлений вице-премьера заставил Белый дом действовать энергичнее и не откладывать «уточнение» на несколько дней: уже вчера вечером Михаил Касьянов созвал совещание по ситуации с бюджетом. Его результаты, по словам источника газеты «Время новостей» в Белом доме, таковы: «К третьему чтению правительство никаких дополнительных поправок, кроме уже внесенных, представлять не будет и отправлять бюджет в первое чтение также не станет. В случае резкого падения цен на нефть кабинет обязуется выполнить расходную часть бюджета, но, возможно, будет несколько скорректирована доходная». Сценарии развития ситуации решено рассматривать в постоянном режиме, но проект бюджета довести до принятия в нынешнем виде.
Спешный пересмотр параметров бюджета на основе текущих прогнозов, как было констатировано на совещании у г-на Касьянова, выглядел бы очень сомнительно с политической точки зрения и сильно бы осложнил весь бюджетный процесс. Сегодня кабинет имеет твердую уверенность в успешном третьем чтении. Но к возврату в первое чтение депутаты явно не готовы. «Не думаю, что потребуется урезание всех статей расходов бюджета на следующий год, но распределение дополнительных доходов по срокам и объемам, наверное, придется пересматривать», - считает лидер фракции»Единство» Владимир Пехтин. Глава же бюджетного комитета Александр Жуков считает преждевременными разговоры о нереалистичности бюджета. «Сейчас преждевременно делать какие-либо далеко идущие выводы и изменять основные характеристики проекта бюджета-2002, - говорит он. - Если цены на нефть будут продолжать снижаться, то в первом квартале 2002 года будет ясно, как исполняется бюджет и тогда можно будет внести все необходимые коррективы. Обвальное снижение цен на нефть является достаточно кратковременной тенденцией, и постепенно ситуация с ценами на нефть в будущем году выправится». Г-н Жуков полагает, что бюджет потребует корректировок лишь если цена на нефть упадет до 8 долл за баррель.
Суета вокруг пересмотра сценариев развития экономики выглядит странной еще и потому, что Минфин заложил в проект бюджета страховочный механизм, который вполне может оказаться достаточным. Расходы в размере 37 млрд рублей носят «незащищенный» характер, поскольку их предполагается совершить только после наполнения финансового резерва и получения дополнительных доходов на эту сумму.
«У правительства есть добротный бюджет. Я думаю, еще слишком рано прогнозировать цены на нефть и то влияние, которое они окажут на бюджет. Но в принципе, всегда сохраняется возможность расширить список так называемых «зависимых» расходов - тех расходов, которые зависят от предполагаемых дополнительных доходов и образующих резерв в 37 млрд рублей», - заявил газете «Время новостей» главный экономист представительства ВБ в России Кристоф Рюль.
Едва ли не единственным, кто подверг кабинет оглушительной критике, оказался советник президента Андрей Илларионов. Еще весной, когда Владимир Путин выступил с бюджетным посланием к парламенту, г-н Илларионов говорил, что бюджет следует рассчитывать исходя из цены нефти в 10-12 долл за баррель. Тогда его высказывания выглядели экстремистскими. Вчера же он заявил в эфире НТВ, что взяв за основу «нереальную цену на нефть», правительство «загнало себя в угол». «Нельзя отказываться от возможного изменения расходной части бюджета, необходимо оперативно вносить изменения в документы, на основании которых живет страна» - заявил советник президента.
Андрей ДЕНИСОВ, Вера КУЗНЕЦОВА