|
|
N°222, 01 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан верит в скорое расширение КТК
Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума готовятся решить вопрос об увеличении мощности с 28,2 млн до 67 млн тонн нефти в год. В минувшую среду этот вопрос обсуждался на внеочередном собрании акционеров КТК. Как сообщил «Времени новостей» пресс-секретарь консорциума Дмитрий Герасимук, на собрании акционеры отметили «серьезный прогресс по согласованию приемлемых условий расширения проекта». А вчера исполнительный директор «Казмунайгаза», представляющей интересы Казахстана в этом проекте, Шухрат Данбай сообщил, что «все спорные вопросы (по расширению нефтепровода. -- Ред.) решены». По его словам, «переговорный процесс вышел на финишную прямую» и находится «на стадии подписания с Россией и «Транснефтью», действующей от лица российского государства». До сих пор российская сторона, контролирующая 24% акций КТК, выступала против расширения, так как проект рентабелен только для компаний, транспортирующих через него нефть, ибо вся прибыль КТК идет на погашение кредитов, взятых на строительство.
КТК является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Консорциум представляет своего рода частно-государственную структуру, где 50% принадлежит России, Казахстану и Оману, а остальные 50% -- Chevron (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft Shell (7,5%), Mobil (7,5%) и др. КТК -- единственный магистральный нефтепровод на территории России, не входящий в систему «Транснефти».
Акционеры КТК уже давно говорят о необходимости вывести трубопровод на проектную мощность в 67 млн тонн, но решение этого вопроса регулярно блокируется Россией. Выходом из этой ситуации может стать повышение тарифов на прокачку нефти и рефинансирование займов. Но на это не идут другие акционеры. Тогда Москва нашла другой вариант влияния на участников консорциума. В сентябре арбитражный суд Москвы признал консорциум виновным в уходе от налогов на 4,5 млрд руб. И, по мнению аналитиков, эти претензии не окончательные.
Какой же выход из замкнутого круга нашли акционеры КТК, «Времени новостей» не смогли сказать ни в «Транснефти», ни в Минпромэнерго, курирующем этот проект. «Российское правительство связывает расширение КТК с другим проектом -- Бургас--Александруполис, а соглашение о строительстве этого нефтепровода между Россией, Грецией и Болгарией еще не подписано», -- заявили в «Транснефти».
Анна ГОРШКОВА