|
|
N°222, 01 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередь европейского значения
Литовские перевозчики обиделись на Латвию
Автомобильные очереди на литовско-латвийской границе, не рассасывающиеся уже две недели, стали темой разгорающегося скандала европейского масштаба. Не удовлетворенные пояснениями Риги, литовские должностные лица потребовали вмешательства ЕС. Вильнюс обратился в Еврокомиссию с просьбой способствовать решению проблемы и применить к Латвии санкции за нарушение норм свободного передвижения людей и товаров внутри ЕС.
На днях президент Литвы Валдас Адамкус отправился на рижский саммит НАТО на автомобиле, чтобы своими глазами посмотреть на происходящее. К его удивлению, на погранпункте «Салпочяй-Гренцтале» машин почти не оказалось, хотя за пару часов до этого ему докладывали, что там стояло около 130 грузовиков. «Если мое посещение позволило решить эту проблему, значит, она искусственная», -- заметил президент и мрачно пошутил, что ради того, чтобы рассосать пробку, готов привезти с собой целый эскорт гостей саммита.
В тот же день в Риге он пожаловался председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу, что латвийцы грубо нарушают принцип ЕС о свободном движении людей и товаров. Баррозу пообещал взять вопрос под личный контроль. Его заместитель Гюнтер Ферхойген принял в Брюсселе парламентскую делегацию из Литвы. А литовский МИД в среду пригласил на самый проблемный погранпункт «Смелтине», где скопилось около 420 машин, послов из разных стран ЕС, а также представителей Еврокомиссии.
Латвийский президент Вайра Вике-Фрейберга заверила, что очереди обусловлены саммитом, и они начнут таять в ближайшие дни. Литовский премьер Гедиминас Киркилас призвал не накалять слишком страсти: «Может, кому-то и хочется нас рассорить, но мы являемся цивилизованным, демократическим государством и найдем решение».
А страсти в Литве пылают не шуточные. Во вторник парламент принял заявление, в котором потребовал принять срочные меры для прекращения «дискриминации перевозчиков из Литвы». Спикер сейма охарактеризовал действия латвийских властей как «экономическое насилие», а председатель литовской ассоциации перевозчиков «Линава» Альгимантас Кондрусявичюс заговорил об «экономической войне не только против Литвы, но и всей Европы». В ассоциации подсчитывают размер претензий к Латвии, исходя из того, что день простоя одного грузовика стоит от 240 до 300 евро.
Рига запуталась в версиях образования пробок. Вначале утверждалось, что причиной их являются размытые ливнями дороги. Затем власти Латвии связали это с режимом повышенной бдительности в связи с проведением саммита НАТО. Более правдоподобно звучит объяснение главы латвийского МИДа Иварса Годманиса -- дескать, пропуская в час по нескольку машин, пограничники регулируют еще более кошмарную очередь на латвийско-российской границе.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс