|
|
N°222, 01 декабря 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В НАТО надвое сказали
Грузию позвали в Альянс, но запретили воевать
Руководители Грузии уверены, что состоявшийся на этой неделе саммит НАТО в Риге выдал им самый надежный «зонтик» от «происков России». Председатель парламента Нино Бурджанадзе, которая представляла Тбилиси на саммите Альянса, заявила -- столь мощной международной поддержки ее страна еще не знала. Спикер предположила, что Грузия станет первой среди стран, которые в ближайшем будущем могут получить приглашение в Альянс. Она даже выразила надежду, что в «не очень далеком будущем» саммит НАТО пройдет в Тбилиси.
Эйфория в Тбилиси началась после заявления президента США Джорджа Буша в Риге, который пообещал «поддерживать стремление Грузии стать членом НАТО». Последовавшее затем осторожное замечание французского президента Жака Ширака о том, что вступление Грузии в Альянс -- это скорее отдаленная перспектива, не испортило настроения грузинам. В интервью телекомпании «Мзе» Нино Бурджанадзе сказала, что «тех, кто нас активно поддерживает, гораздо больше, чем скептиков». Среди сочувствующих спикер особо выделила президентов прибалтийских стран и «так называемых бывших социалистических государств, которым лучше всего знакомы стоящие перед Грузией проблемы». Бурджанадзе подчеркнула, что в условиях такой поддержки Россия не сможет препятствовать вступлению Грузии в НАТО.
Каким должен быть процесс интеграции, грузинские руководители, рассчитывающие получить приглашение на вступление на саммите НАТО в 2008 году, для себя уже определили. Формула, озвученная председателем парламента Грузии в Риге, ставит вступление в НАТО впереди решения замороженных конфликтов: «Если НАТО выдвинет какие-то предварительные условия насчет того, что Грузии сначала надо решить данные конфликты и только тогда думать о вступлении в НАТО, то это будет очень плохим сигналом, который примет северный сосед Грузии. Россия по-прежнему старается удерживать данные конфликты замороженными и неразрешенными, так как полагает, что они станут препятствием для нашего продвижения в НАТО».
Как заявил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, впервые в заключительном коммюнике выражено отношение Альянса к «замороженным конфликтам» на территории бывшего СССР. В этом документе поддерживается территориальная целостность государств Южного Кавказа и Молдавии. «Но это, -- считает дипломат, -- не означает, что вы можете перевооружиться и начать войну. Это означает, что мы будем рассматривать только мирные решения для этих «замороженных конфликтов».
Некоторые наблюдатели и СМИ в Тбилиси рассматривают это заявление Дэниэла Фрида как отчетливый сигнал грузинскому руководству, поданный одновременно с поддержкой планов вступить в Альянс. «НАТО не общий унитаз, в который Грузия могла бы слить проблемы Абхазии и Южной Осетии», -- подчеркивает грузинская газета «Алиа». Военный эксперт Темури Микаутадзе заявил, что власти Грузии напрасно рассчитывают на помощь НАТО в процессе абхазского и южноосетинского урегулирования.
Руководитель неправительственной организации «Грузия -- в НАТО» Шалва Пичхадзе сказал «Времени новостей»: «Непонятно, откуда эта эйфория. Ведь по отношению к Грузии в Риге не было прорыва, только подтвердились прежние позиции. Есть прорыв в отношении Хорватии, Македонии и Албании. При этом ни им, ни Украине, в отличие от Грузии, НАТО не указывает на необходимость политических реформ, реформ в судебной системе. Грузия сейчас только на этапе «интенсивного диалога» с НАТО -- и это вовсе не план по вступлению».
В непризнанных республиках также больше обратили внимание на призыв НАТО к мирному урегулированию, чем на поддержку целостности Грузии. Председатель парламента Южной Осетии Знаур Гассиев заявил «ВН»: «НАТО вовремя указало Грузии, что нечего точить зубы на осетин. Мы тоже за мирное урегулирование. А что касается целостности Грузии, эту пластинку уже заездили. Но ничего, скоро другая музыка заиграет». Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба сказал «ВН»: «Когда Альянс бомбил Белград, еще не было независимой Черногории, да и вопрос Косово, который обязательно решится, не стоял. Ничего, признают и независимость Абхазии, куда денутся».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси