Обманутые дольщики впервые собрались не на митинге, а под крышей Совета Федерации
Люди,
пострадавшие от строительных пирамид, не хотят быть просто участниками митингов, на которых никто не обращает внимания, и оформляются как электоральный ресурс. Дело лишь за появлением политической силы, которая сможет решить проблемы дольщиков и получить ответную поддержку. Это продемонстрировала вчера первая Всероссийская конференция пострадавших соинвесторов. В большой зал под крышей Совета Федерации съехалась почти тысяча человек из 57 российских регионов. Организатором совещания стала Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам, которая за две недели до этого объявила о регистрации общественного движения «Комитет пострадавших дольщиков. Жилье. Земля. Люди».
Участники конференции делились историями своих потерь и предлагали схемы выхода из строительного тупика. Однако уже не друг другу и мерзнущим на ветру журналистам, как раньше, а официальным лицам. Конференцию почтило своим вниманием сразу несколько высокопоставленных персон: председатель Совета Федерации Сергей Миронов, первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, представители Госстроя и Минрегионразвития.
Официальные лица старались демонстрировать полное понимание ситуации. «Решения должны приниматься по каждому конкретному человеку, по каждой конкретной семье, которая пострадала от недобросовестных застройщиков. И большинству пострадавших нужны не деньги, которые они потратили на недостроенную квартиру, а нужна сама квартира, потому что многим попросту негде жить», -- говорил Сергей Миронов. «Были случаи откровенного мошенничества, -- утверждал спикер сената. -- Были и случаи, когда добросовестная компания не смогла выполнить обязательства по не зависящим от нее обстоятельствам, а были и третьи: дом построен, но не оформляют дом и не ведут приемку, так что люди годами не могут въехать в свои квартиры».
Когда прокурор Александр Буксман рассказал о проделанной его ведомством работе, выяснилось, что объемы откровенного мошенничества на рынке весьма велики. По его словам, правоохранительными органами возбуждено более 1200 уголовных дел в связи с нарушениями закона при долевом строительстве жилья. 753 из них -- это дела о мошенничестве, а 211 -- дела о растрате и присвоении чужого имущества. Факты незаконных схем в области долевого строительства, по словам г-на Буксмана, отмечены в 76 регионах России, и самым ярким примером является «Социальная инициатива». Только по ней заведено 300 уголовных дел. Рынок долевого строительства, отметил заместитель генпрокурора, «настолько криминализован, что он не скоро сможет нормально функционировать». В качестве примера г-н Буксман привел тот факт, что в 2005 году в полном соответствии с законом о долевом строительстве был зарегистрирован только 31 договор, а в 2006 году, когда уже вовсю шли митинги обманутых соинвесторов, всего 1100 договоров.
Все выступающие -- и дольщики, и официальные лица -- сходились в одном: нужны изменения в законодательстве. Такие, которые сделают невозможной организацию строительных пирамид и вернут конкретным дольщикам недвижимость, за которую уже уплачено. Первая часть пока более теоретическая, вторая -- более сложная и с трудом разрешимая.
Проблемами дольщиков сейчас озадачились многие федеральные чиновники и политики: рабочие группы по решению этих проблем созданы в обеих палатах Федерального Собрания, в Минрегионразвития, Общественной палате. В результате того, что каждая из этих структур имеет свое видение проблемы, схемы выхода из кризиса конкурируют между собой. Буквально несколько дней назад Анатолий Кучерена, руководитель рабочей группы Общественной палаты, в работе которой принимали участие и представители обманутых соинвесторов, презентовал проект закона «О реструктуризации строительных организаций». Документ предполагает создание государственного финансового агентства, которое с помощью кредитов государственного банка достроит проблемные объекты и рассчитается с дольщиками.
Но вчера на конференцию дольщики собрались не только для того, чтобы «объединиться», но и чтобы «размежеваться». Ведущий, председатель Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам Антон Беляков воскликнул: «Мы категорически возражаем не только против принятия этого закона, но и против внесения его в Думу!» Дело в том, что у ассоциации имеется другой законопроект. Он предполагает создание государственной управляющей компании, которой будут предоставляться компенсационные земельные участки, чтобы с их помощью стимулировать инвесторов достроить недостроенные дома.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов тоже предложил собственную схему. «Речь идет о создании целой сети специальных жилищно-строительных кооперативов с особым статусом. В качестве взносов пострадавшие соинвесторы вносят свои долги -- документы, подтверждающие, что им должны конкретные квадратные метры», -- пояснил Миронов. ЖСК-владелец обязательств добивается возвращения долгов, достраивает дома, возвращает долги дольщикам и сам не остается внакладе. Сделать такое строительство выгодным г-н Миронов предполагает за счет снижения так называемых «накладных расходов», то есть взяток и откатов, которые, по данным г-на Миронова, составляют до 40% стоимости квадратного метра жилья. Добиться же максимальной прозрачности строительства и тем самым сэкономить на взятках и откатах он считает возможным с помощью шефства над каждым кооперативом какой-нибудь политической партии.
...Слово «первая» применительно к вчерашней конференции отсутствовало в объявлениях и приглашениях, зато оно появилось над столом президиума. «Первая конференция -- это означает, что будет и вторая, и пятая?..» -- услышал корреспондент «Времени новостей» в кулуарах. Несмотря на то что спикер Совета Федерации назвал идею использовать объединение «товарищей по несчастью» в политических целях «циничной», председатель Ассоциации пострадавших соинвесторов Антон Беляков, в свое время объявляя о регистрации движения, назвал его «лоббистской организацией». И пообещал сотрудничество тем политическим партиям и движениям, которые будут помогать дольщикам. А значит, «шефство» политических партий над недостроенными объектами имеет не только экономический, но и политический смысл.