|
|
N°221, 30 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пустые хлопоты в казенном доме Дюссельдорфа
«Телефонное дело» главы Deutsche Bank закрыто
Вчера в земельном суде в Дюссельдорфе завершился, как его принято называть, самый зрелищный экономический процесс в немецкой истории. Причем завершился, по сути дела, ничем. Если, конечно, не считать, что одному из шестерых его участников, нынешнему главе Deutsche Bank Йозефу Аккерманну, как он с самого начала и рассчитывал, удалось сохранить незапятнанной свою репутацию. Председательствующий судья Штефан Дреес попросту объявил: поскольку «общественного интереса в продолжении процесса нет», суд принял решение прекратить его. Единственное, что требуется теперь от бывших обвиняемых по делу о продаже бывшей крупнейшей частной компании мобильной связи Mannesmann британскому оператору Vodafone, так это внести в госкассу 5,8 млн евро. Это лишь одна десятая часть от суммы спора между обвинением и защитой. Из них 3,2 млн евро предстоит уплатить главе Deutsche Bank, который был тогда председателем наблюдательного совета Mannesmann и считается организатором этой сомнительной сделки.
В 2000 году компания Mannesmann была продана британскому телекоммуникационному монстру Vodafone. Это недружеское поглощение слывет крупнейшим за всю экономическую историю человечества. Объем сделки составил ни много ни мало 188 млрд евро. Дабы утешиться, отдав компанию в чужие руки, руководители Mannesmann выплатили сами себе «отступные» -- премии и неустойки на весьма скромную на этом фоне сумму -- 57 млн евро на семерых тогдашних членов правления. Впрочем, работникам следственного отдела дюссельдорфской прокуратуры маленькой она не показалось. Аккерманна и примкнувших к нему руководителей следователи пытались обвинить в коррупции и незаконном обогащении по предварительному сговору.
Все оказалось пустыми хлопотами в казенном доме. «Деяния совершены шесть лет назад», -- сказал судья Дреес и подчеркнул, что обвиняемым за годы процесса и без того пришлось вынести «сверхпропорциональную» нагрузку. Он привел главный аргумент в пользу прекращения любых дальнейших слушаний: «Открытые правовые вопросы оказалось невозможно прояснить в обозримом периоде времени». Это был ответ судьи на запрос защиты относительно закрытия дела. Прокуратура также противиться не стала.
Вчерашнее решение суда расценивают по-разному. В том числе и так: «Джо Аккерманн & Со.» попросту откупились от суда. На это сам г-н Дреес лишь уклончиво парировал, что, дескать, «суд не разделяет подобного мнения». По мнению Клауса Фолька, адвоката Аккерманна, решение суда полностью снимает все обвинения с его подзащитного. «Это не оправдание второго сорта и не обвинительный приговор», -- заявил он.
Удовлетворение завершением процесса выразила также дюссельдорфская прокуратура. «Это не торговля справедливостью», -- парировал обвинения в подкупе главный прокурор Петер Лихтенберг. Прекращение процесса «в самом широком смысле отвечает интересам всех его участников».
Но больше всех были растроганы присутствовавшие на суде представители прежнего контрольного совета Mannesmann, осуществляющего в свое время надзор за дележом неустоек и отступных. Они поблагодарили господина Аккерманна за готовность заплатить собственные деньги и сделать возможным прекращение этого судебного процесса. И пожелали ему «вести Deutsche Bank успешным курсом и в полную силу».
Юрий ШПАКОВ, Берлин