|
|
N°221, 30 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Книга жалоб на предложения
Конституционный суд обязал правительство рецензировать все законопроекты
Конституционный суд России вчера признал не соответствующей Основному закону одну из норм регламента правительства -- теперь кабинет министров обязан отвечать на все законопроекты, присланные субъектами законодательной инициативы. Если учесть, что таких субъектов в России около 800, есть опасения, что правительству придется отложить всю работу и заниматься преимущественно написанием заключений на законотворческие упражнения.
Пункт 100 регламента правительства наделял его правом возвращать без заключения законопроекты, требующие выделения средств из федерального бюджета, но не имеющие финансово-экономического обоснования таких затрат. Без этого заключения правительства законодательные инициативы не могут быть рассмотрены Госдумой. Таким образом, посчитал Конституционный суд, эта норма «с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует Конституции РФ». Потому что внесение в Госдуму законопроекта ставится «в зависимость не от воли субъекта права законодательной инициативы, а от одностороннего усмотрения правительства РФ или даже его аппарата». Хотя, например, отрицательное заключение правительства препятствием для рассмотрения законопроекта в Думе не является.
КС приступил к рассмотрению этого дела месяц назад по запросу Томской областной думы. Представляющий интересы депутатов глава правового комитета облдумы Григорий Шадрин рассказал судьям, что большая часть из 48 законодательных инициатив, поданных его томскими коллегами, была отклонена по причине отсутствия финансово-экономических обоснований.
Истец Шадрин пожаловался, что регламент правительства не содержит четких требований к тексту обоснования, и депутаты просто не знают, какие сведения можно считать достаточными. Также региональным законодателям сложно оценить финансовые последствия предлагаемого закона для всей страны в силу недостаточности полномочий и информации.
Представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский в интервью «Времени новостей» пояснил, что если у законопроекта не было финансово-экономического обоснования, правительство давало не заключение, а отзыв. Например, с просьбой к авторам представить финансово-экономическое обоснование, чтобы кабинет министров мог законопроект рассмотреть.
«Насколько я понимаю, теперь открыт путь для лавины необоснованных, не просчитанных, экономически волюнтаристских законопроектов, -- объяснил г-н Барщевский. -- И вся эта лавина обрушится на Минфин, МЭРТ и все другие ведомства. В предвыборный год возникают большие соблазны для популистских законопроектов, авторы которых прекрасно понимают, что они не будут приняты, но зато у них появляется возможность показать избирателям, какие они хорошие».
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, комментируя «Времени новостей» решение КС, назвал его серьезным поворотом во взаимоотношениях субъектов законодательной инициативы и правительства. Но сенатор тоже опасается возникновения трудностей у правительства: «Кабинет министров вряд ли сможет так реагировать, постановление Конституционного суда ставит их в безвыходное положение, это чрезвычайная нагрузка. Но решения КС не обсуждаются».
Решить проблему, по мнению сенатора, можно было бы установкой фильтров, определенных барьеров перед явно некорректными законотворческими движениями. «Для этого надо, чтобы все законопроекты сначала попадали в Госдуму, а на заключение правительства отправлялись только после того, как профильные комитеты или руководство Госдумы выскажутся по этому поводу. Даже если есть четко обоснованный законопроект, который нижняя палата парламента признает несвоевременным, политически ненужным, неактуальным, то его не передают в правительство. Речь не об одобрении проекта, а о его приемлемости в дискуссионном плане», -- полагает г-н Шарандин.
Михаил Барщевский высказывается за принятие закона о порядке принятия законов, в котором можно было бы урегулировать процесс: «Пока такого закона нет, но несколько подобных законопроектов лежат в Думе давным-давно».
Дарья ГУСЕВА, Михаил ВОРОБЬЕВ