Время новостей
     N°213, 20 ноября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2001
Москва недовольна диалогом
Закаев взял тайм-аут для консультаций с Масхадовым
Встреча с представителем Аслана Масхадова Ахмедом Закаевым, похоже, доставила мало радости полпреду президента в Южном округе Виктору Казанцеву. За время двухчасового разговора в аэропорту Шереметьево-2, рассказал он вчера, г-н Закаев изложил ему историю чеченского народа, начиная с XIX века, и «выделил несколько удачных политических моментов». Но главного, для чего, собственно, г-н Казанцев и встречался с представителем Масхадова, генерал так и не услышал. По его словам, «ничего конкретного по поводу предложений Владимира Путина о порядке разоружения боевиков и включении их в мирную жизнь», г-н Закаев и не сказал. Чем, похоже, сильно разочаровал генерала и даже зародил в нем сомнения в необходимости дальнейших встреч. «Закаев попросил время, чтобы встретиться с Масхадовым и выработать с ним решение, -- сказал г-н Казанцев. -- Потом он позвонит мне, и если они смогут предложить что-то конкретное по поводу разоружения, будем встречаться и говорить. В противном случае не вижу необходимости в дальнейших встречах».

В общем, результат от сидения в Шереметьево был настолько мал, что г-ну Казанцеву даже толком не о чем было докладывать Владимиру Путину. В Кремль г-н Казанцев вызван не был, а коротко рассказал о встрече президенту по телефону.

Между тем г-н Казанцев, по его словам, предлагал Закаеву достаточно мягкие условия капитуляции: не требовал немедленно «построить всех боевиков в две шеренги и приказать им сложить оружие», наоборот, он выразил готовность пойти навстречу боевикам и, если надо, «сделать это скрытно, чтобы никого не подставлять».

«Есть у Масхадова силы, способен он поставить себя выше Басаева и Хаттаба, будем говорить, -- сказал полпред. -- А я готов использовать любую, даже самую мизерную возможность, чтобы сохранить жизни, прекратить военные действия».

О готовности «использовать любой шанс для прекращения кровопролития» заявил и глава Чечни Ахмад Кадыров.

На вопрос корреспондента газеты «Время новостей», остались ли в Чечне полевые командиры, с которыми мог бы говорить федеральный центр (сам Кадыров пытался договориться с Русланом Гелаевым, который теперь в Грузии), глава Чечни ответил, что «с каждым можно говорить, все они по-своему хороши». Но перспективы во встречах с Закаевым он не увидел. «Я знаю, на что они способны, -- сказал г-н Кадыров, -- они могут только набирать политические дивиденды, предлагая контакты с федеральным центром. Но Басаев и Хаттаб никогда не подчинятся Масхадову, под командованием которого всего три-четыре человека».

Ахмад Кадыров не одинок в своих сомнениях. Спикер Совета Федерации Егор Строев был, по его словам, «насторожен встречей с представителем чеченских сепаратистов, которая прошла мимоходом, в аэропорту». Попытка переговоров, по его мнению, «игра со стороны сепаратистов». «Наступает зима, им трудно воевать в горах, им просто надо протянуть время до того, как появится «зеленка», -- сказал г-н Строев. -- И тогда все начнется по-новой, это мы это уже проходили». Часть чеченской диаспоры в Москве по той же причине настороженно относится к переговорам с боевиками. А главный федеральный инспектор по Северному Кавказу Бислан Гантамиров вообще против переговоров как таковых, считая, что это «приведет к новому Хасавюрту».

Однако, похоже, пока можно не опасаться, что беседы гг. Казанцева и Закаева приведут к полномасштабным переговорам. Во-первых, Аслан Масхадов надеется (и Закаев об этом говорил полпреду), что за стол переговоров с ним все-таки сядет Владимир Путин. К тому же, агитируя боевиков за сдачу оружия, г-н Казанцев не дал им никаких гарантий безопасности и не пояснил, каким образом им предстоит «включиться в мирную жизнь», получат ли они работу и т.д.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ