|
|
N°220, 29 ноября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пустая скамейка
Сборная России лишилась надежд на медали чемпионата мира
Вчера в японском Сендае сборная России под руководством Зорана Гайича распрощалась с мечтами о полуфинале чемпионата мира по волейболу. После поражения от команды Польши -- 2:3 (25:19, 25:19, 22:25, 20:25, 11:15) россияне теперь сыграют в классификационных матчах за пятое--восьмое места. Так низко на крупных международных турнирах наша команда не опускалась с 1998 года.
Долго сборная России ждала реально сильного соперника. После поражения от сербов практически все игры носили характер соревновательной практики с целью выхода к решающим поединкам в оптимальном состоянии. Насколько этого удалось достигнуть, и должен был показать вчерашний матч. И наши, и поляки не отдали низкорейтинговым соперникам ни одного сета, но у сборной России был в пассиве проигрыш сербам.
Польша играла все матчи практически одним составом, что вообще не совсем привычно для этой команды. Ранее для поляков были весьма характерны кадровые шараханья как в отношении отдельно взятого матча, так и касаемо ротации на каждый сезон. С приходом на пост главного тренера Рауля Лозано ситуация заметно изменилась. Накануне прошлого чемпионата Европы аргентинец без колебаний отчислил из команды нарушивших режим Лукаша Каджевича, Анджея Стельмаха и Кшиштофа Игнащака. После гибели в автокатастрофе основного центрального блокирующего Аркадиуша Голаша пришлось Каджевича простить и вернуть в стартовую шестерку. Стельмаха более в сборную не зовут, а либеро Игнащак, пройдя всю подготовку к чемпионату мира, в Японию так взят и не был.
Основных лидеров поляки сохранили плюс получили усиление в лице восстановившегося от травм лучшего своего связующего Павла Загумны. Он и Себастьян Свидерский уже доброе десятилетие -- с момента выигрыша молодежного чемпионата мира -- являются символами польского волейбола, и на их родине все уверены, что наконец-то созрели для больших побед. Кстати, Загумны к матчу с россиянами возглавлял список лучших связующих турнира, а Свидерский лидировал среди атакующих с удивительным процентом успешных ударов -- 66,3.
Выходной накануне поединка прошел под знаком уверения обеих сторон в собственном превосходстве. Многочисленные польские коллеги настаивали, что их команде победа с исторической точки зрения нужна больше, а стало быть, так и будет. Наши игроки и тренер с завидным оптимизмом утверждали, что победа никак не должна от них уйти. Лукаш Каджевич с лукавой улыбкой обещал корреспонденту «Времени новостей», что его команда победит, и непременно 3:0. В чьих словах было больше уверенности, а в чьих бравады, мог рассудить только матч.
В итоге получилось, что основания для подобных утверждений мелькнули в действиях обеих команд. Вначале россияне просто смяли растерянного соперника, и первые два сета на площадке резвилась только одна команда. Мы громили соперника, даже невзирая на то, что совершали больше собственных ошибок. Удалось с первой же атаки напрочь закрыть Себастьяна Свидерского, чуть больше времени потребовалось, чтобы остановить диагонального Мариуша Влажлы. Затем настал черед поляков, которые ответили несгибаемым характером и тактической мудростью. Аргументов в ответ на это у сборной России не нашлось. Второй официальный турнир за два года работы Зорана Гайича на посту тренера сборной мы проигрываем, имея по ходу ключевого сражения колоссальное игровое преимущество. Этот матч невольно навеял сравнение с финалом прошлогоднего чемпионата Европы, где итальянцы выиграли вроде бы не по делу.
Поляки нынче радуются, что при поиске иностранного тренера для национальной команды сделали выбор в пользу аргентинца Рауля Лозано. Миниатюрный коуч вовремя внес коррективы в игру соперника, не побоявшись в третьем сете отправить на скамейку неприкасаемых доселе Свидерского и Влажлы. Вышедшие Гжегош Шиманский и Петр Грушка не только стабилизировали игру поляков в атаке, но и явно усилили блок. Наши не сразу уловили эти перемены, и мощные атаки главного бомбардира Семена Полтавского все чаще стали утыкаться в руки блокирующих. К тому же сборная Польши постепенно приноровились к мощной российской подаче и наладила игру первым темпом. Дальше надо было уже нашим проявлять характер, но в этом плане претензий не может быть, пожалуй, только к Павлу Абрамову и Алексею Вербову. Остальные, создавалось ощущение, просто плыли по течению.
«Сегодня начали игру с хорошей концентрацией, нейтрализовав основных польских нападающих. К сожалению, вовремя не отреагировали на иную манеру нападения Шиманского и Грушки. Поздравляю поляков, но и должен отметить отвратительное судейство в третьем сете», -- заявил после игры Зоран Гайич. Наставник сборной России стал заложником собственной комплектации. По ходу игры он было попробовал выпустить свежих игроков, но ничего этим не добился. Станислав Динейкин сразу мощно атаковал в блок, а Сергей Макаров качеством передачам на края сетки ничего, кроме сожаления, не вызывал. Без особого толка провел свое игровое время Александр Волков, а остальных запасных Гайич решил не тревожить.
По сути, поляки выиграли у нас благодаря тому, что каждый игрок в команде был готов выйти и внести свой вклад в победу. Там не знаком ведомственный способ комплектования, и в Японии оказались все лучшие. У нас же в разряде телезрителей оказались элитные игроки своих амплуа связующий Вадим Хамутцких (опыта его юным коллегам явно не хватало), центральный Андрей Егорчев, доигровщик Тарас Хтей. От их услуг отказались задолго до мундиаля, а за целый месяц до турнира без особых объяснений были отправлены со сборов находившиеся в отменной белгородцы Сергей Баранов и Александр Абросимов. Трудно после победы женской сборной не проводить параллели с триумфатором Джованни Капрарой. Тот в немалой степени преуспел, сохранив всех ведущих игроков. Любовь Соколова привлекалась к промежуточным турнирам исключительно дозированно, что позволило ей стать, пусть и неофициально, лучшим игроком чемпионата мира. У мужчин же Сергея Тетюхина эксплуатировали вплоть до того, как не выдержало его травмированное колено. В итоге сборная лишилась лидера, а немецкая клиника приобрела очередного пациента.
И еще один момент. Этот матч для нашей сборной прошел под девизом «пан или пропал». Паны панами и стали. Но мировое первенство должно было рассудить и обоснованность сокращения до неприличного мини-формата грядущего чемпионата суперлиги, уровнем которого мы справедливо гордились. Семимесячные изнурительные тренировки сборной отбросили наш волейбол на уровень результатов восьмилетней давности, а клубы, тратящие немалые средства, проведут теперь по 15--20 матчей в сезоне.
Результат все рассудит -- старая спортивная истина. Готовимся к Олимпиаде.
Владимир СТЕЦКО, Сендай