Если бы не настойчивая рекомендация государству прекратить скупать собственность, авторство экономического обзора по России, подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), можно было бы приписать российскому Министерству финансов и лично его главе Алексею Кудрину.
«Хотя темпы экономического роста остаются высокими, факторы, его обеспечивающие, носят кратковременный характер», -- сказано в докладе. Поэтому правительству необходимо бережнее обращаться с нефтедолларами. 500 млрд руб., составляющих в стабфонде сумму, которую запрещено тратить по закону, может не хватить, если цены на нефть упадут. Поэтому специалисты ОЭСР предлагают увеличить минимальный размер стабфонда до 10% ВВП. А вот расходовать остальные средства стабфонда следует с большой осторожностью, так как это может привести к резкому скачку инфляции.
Кроме того, эксперты ОЭСР советуют разделить стабфонд на две части -- страховую и приносящую доходы (то есть выделить средства, которые можно будет вкладывать не только в государственные облигации западных стран). И более четко определить критерии, как и на что могут тратиться средства фонда.
Для всех авторитетных международных экономических организаций давно стало доброй традицией
напоминать российским властям о необходимости проведения реформ, несмотря высокие темпы роста. «Достижения последних двух лет в области структурных реформ были скромными, несмотря на благоприятный экономический и политический контекст», -- сказано в докладе. Главная реформа, которая необходима России, -- реформа госуправления. Эксперт ОЭСР Уильям Томпсон полагает, что России необходимо принять закон об информационной открытости государственных органов, а также создать систему омбудсменов для контроля за деятельностью чиновников.
Возможно, этот совет и будет реализован. Законопроект об информационной открытости готовится уже не один год. Но рекомендация умерить аппетиты государства в части приобретения собственности, судя по всему, останется нереализованной.
Главное, что вызывает обеспокоенность международных экспертов, -- резкий рост доли госсобственности. «Понимаете, когда государство начинает замещать собой частный сектор, это как если правый ботинок надеть на левую ногу. Можно стоять и даже ходить, но ноги будут сильно болеть», -- образно пояснил ситуацию автор доклада Андреас Ворготтер. В докладе эта мысль изложена более академично. «В целом расширение госсобственности следует рассматривать как шаг назад. Корпоративное управление во многих подконтрольных государству компаниях проблематично, и вмешательство государства в повседневную деятельность таких компаний часто искажает и развитие самих компаний и рынков, на которых они работают», -- полагают в ОЭСР.
Впрочем, российские власти никакой угрозы в этом не видят, и экономическая политика явно движется в направлении дальнейшего расширения присутствия государства в некогда частных отраслях.
«Особое беспокойство вызывает ненасытный, по-видимому, аппетит "Газпрома" в части приобретения активов, что нередко происходит в ущерб концентрации усилий в сфере его основной деятельности», -- пишут авторы доклада. Однако даже представитель одного из самых либеральных ведомств правительства, Минэкономразвития, критике не внял. «Речь идет просто о перераспределении активов», -- пояснил он.
На вопрос, каковы перспективы России стать членом ОЭСР (сейчас у России статус страны-наблюдателя.
-- Ред.), четкого ответа не последовало. Это «политическая вещь», убежден г-н Ворготтер. Хотя, утешил он собравшихся на презентации, Россия является очень важной страной для ОЭСР. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что она одна из немногих стран -- не членов организации, в отношении которых готовится отдельный доклад.